«Рисунок головы человека карандашом академический»


Урок 1. Учимся рисовать — голова человека

Человек — самое совершенное создание природы и вместе с тем самый сложный и интересный объект для рисования. Знание пластической формы и конструкции фигуры здесь особенно необходимо.

Начинать изучение фигуры человека лучше всего с рисования отдельных ее частей — головы, торса, конечностей. Но, кроме того, необходимо параллельно упражняться в краткосрочных набросках всей фигуры как с натуры, так и по памяти.

В нашем художественном интернет магазине есть прекрасная позможность купить картины, созданные в разнообразных жанрах живописи, примеры работ можно увидеть в разделе «продажа картин», а также осуществляется услуга портрет на заказ по фотографии, живописный портрет может стать одним из лучших подарков для вас и ваших близких.

Формы тела человека и животных отличаются от так называемой «мертвой» натуры прежде всего своей динамичностью и пластичностью. Под пластикой в данном случае понимается постоянно меняющееся взаимоположение или сопряжение объемов, составляющих единое гармоничное целое.

Голова как форма наиболее понятна: она не »подвержена сильным изменениям, так как движения нижней челюсти—единственной подвижной части головы — не меняют ее конструктивной основы.

Обобщенно форма головы яйцевидная; вверху она почти всегда шире, внизу — уже. В пределах этой формы пропорции головы могут быть очень различны — бывают головы почти шарообразные, вытянутые, сплюснутые и т. п.

Различны и соотношения частей головы: относительная величина верхней и нижней частей черепа, величина челюстей, скул, ширина лобной кости и т. д. Глаза бывают большие и маленькие, посаженные глубоко и неглубоко, губы — толстые и тонкие, уши — разной величины, носы — всевозможных форм и размеров.

В различные эпохи художники придерживались определенных пропорций, так называемых канонов изображения головы и фигуры человека. Общеизвестны античные греческие правила построения головы. Согласно этим канонам, переносица занимает центральное место на лице, если голова поставлена прямо без ракурса и поворота. Лицо — от границы волос на лбу до конца подбородка — делилось на три равные части бровями и основанием носа. Расстояние между глазами считали равным ширине глаза или носа у его основания. Положение ушей ограничивалось уровнями бровей и основания носа. Разрез рта располагался на одной трети расстояния от основания носа до конца подбородка.

Хотя в жизни таких пропорций не встречается и придерживаться этих канонов в учебной практике не следует, но польза от знания их несомненна. Рисуя голову с натуры, удобно сравнивать именно эти части между собой, чтобы лучше определять пропорции.

Голова как форма в принципе симметрична. Но часто один глаз бывает больше другого, или нос слегка искривлен. Эти элементы асимметрии очень важны, особенно в портрете — они помогают острее передать характеристику изображаемого человека.

Построение рисунка на первых порах облегчается применением вспомогательных линий и опорных точек. Они лучше чем какие либо другие средства помогают анализировать форму, передавать ее перспективные изменения, сокращения.

Из вспомогательных линий особенно важна срединная линия, которую мы и примем за ось симметрии. Эту линию можно представить идущей по середине поверхности головы, от затылочного бугра вверх, по теменному шву, затем посередине лобной кости, вниз, между надбровными дугами по переносью и ниже, минуя выступы носовых костей, через середину верхней и нижней челюстей. По сторонам этой линии на равном расстоянии располагаются парные детали (глаза, крылья носа, углы рта, брови, лобные бугры, скулы, углы челюстей, уши и т. д.).

Пользуются и другими — поперечными вспомогательными линиями. Главной из них является линия, проходящая через переносицу, скулы, ушные отверстия к затылочному бугру. Эта замкнутая линия делит голову на два объема: лицевой и мозговой.


В сочетании со срединной линией она образует так называемую «крестовину», определяющую пропорции ширины к высоте, величины мозговой части черепа к лицевой, и степень поворота и наклона всей головы. Пересекаются эти две линии на переносице, поэтому переносица является тем пунктом, от которого и идет последующая вязка парных форм головы.

1. Гольбейн. Повороты головы
1. Гольбейн. Повороты головы

Роль «крестовины» в определении пространственного положения головы хорошо видна на рисунке Гольбейна (рисунок 1). Надо оказать, что этим способом пользовались почти все художники, конечно, не обязательно всегда намечая «крестовину», но представляя ее себе, «держа ее в глазу».

Кроме описанных вспомогательных линий, пользуются еще и другими: проходящими в поперечном направлении через брови, основание носа, разрез рта, через лобные бугры. Все они помогают располагать на нужных местах парные симметричные детали.

2. Таблица поворотов головы
2. Таблица поворотов головы

При положении лица в фас, без наклона в стороны (рисунок 2, а и рисунок 2, б), левая половина головы равна правой, срединная и поперечные линии становятся прямыми — первая вертикальной, а вторые горизонтальными. Верхний край ушей приходится на уровне бровей, а мочки —на уровне основания носа. Переносица делит голову на две равные части по вертикали.

Голова в фасовом положении, но опущенная вниз, имеет срединную линию, тоже прямую и вертикальную, а поперечные — в виде дуг, обращенных выпуклостью вниз (рисунок 2, в и рисунок 2, г). В этом положении уши поднялись выше бровей; мозговая часть черепа стала по вертикали больше лицевой, а переносица опустилась. У головы, запрокинутой назад (без наклона в сторону), срединная линия — прямая, поперечные изогнуты дугами, обращенными выпуклостями вверх. Ушные раковины опустились по отношению к носу; переносица поднялась, мозговая часть черепа стала меньше лицевой (рисунок 2, д и рисунок 2, е).

Сравнивая эти три «положения, видим, что в первом случае переносица находится в середине изображения головы, а в двух других случаях пропорции и пространственное взаимоположение частей изменилось. Изменилась величина темени, лба, челюстей, а также общая форма головы; рисунок 2, в — она наиболее длинная, так как самое большое расстояние —от затылка до подбородка дано здесь без сокращения, а рисунок 2, д — самая короткая.

Если голова повернута в сторону, срединная линия становится дугой, и чем больше поворот головы, тем дуга изогнута круче. Во всех случаях парные детали располагаются на поперечных линиях, но по-разному удалены от середины. Такие повороты головы называются трехчетвертными, в отличие от фасовых и профильных. При этих поворотах один глаз всегда ближе к рисующему, другой дальше; то же происходит со скулами, «исками и другими парными деталями. Поперечные линии здесь с уходом в глубину начинают сближаться, в силу перспективных сокращений.

Рисунок 2, ж и рисунок 2, з — трехчетвертной поворот без наклона. Рисунок 2, и и рисунок 2, к — трехчетвертной поворот также без наклона (вид с затылка). Рисунок 2, л и рисунок 2, м — трехчетвертной поворот: голова поднята выше уровня горизонта. Здесь и срединная и поперечная линии становятся дугами.

Надо помнить, что срединная линия отличается от профильной. Последняя проходит по всем точкам середины головы, отмечая рельеф выступающих частей, а срединная линия дугообразна, и минует сильно выступающие или углубленные места, как например кончик носа, выдвинутая или «утопающая» губа. Это очень важно усвоить, так как во всех поворотах (кроме фасового положения) рельеф профиля как раз и характеризуется степенью отклонения выступающих и углубленных деталей от середины.

Чтобы не было резкого перехода от мертвой натуры к живой, учащимся предлагается предварительно рисовать череп, потом гипсовые слепки глаза, носа, губ и, наконец, уже всю гипсовую голову.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (7 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 17,832

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS