«Рисунок человека и как рисовать человека»


Рисование человека

Каждый художник-реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек — главный объект интереса и изображения у художников. В картинах бытового, исторического, батального жанров всегда присутствует человек.

В человеке же самое главное, самое выразительное — это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы.

В нашем художественном интернет магазине у вас есть возможность купить картины созданные в различных жанрах живописи, примеры работ можно увидеть в разделе «продажа картин», а также осуществляется услуга портрет на заказ по фотографии, живописный портрет может стать одним из лучших подарков для вас и ваших близких.

Впрочем, многие любители и без всякой подготовки рисуют «портреты» своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз получается как будто даже и похоже, во всяком случае сами нетребовательные авторы и их заказчики бывают довольны. На самом же деле эти рисунки, несмотря на некоторое сходство, остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить ее анатомию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он должен развить свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью работы.

1. Леонардо да Винчи. Старость и юность
1. Леонардо да Винчи. Старость и юность

Изучение анатомии дает художнику представление о том, что является общим для всякой человеческой головы. Это служит основой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строения черепа. У ребенка, например, лицевая часть по сравнению со всем черепом относительно мала, кости черепа слабо развиты, личико пухлое, гладкое, кожа нежная. С годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка и скуловисочных костей, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выделяются, мышцы становятся дряблыми, кожа морщинистой (рис. 1). Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои характерные особенности. Это все художник должен подметить.

До того как начать рисовать голову, надо порисовать с натуры ее костную основу, т. е. череп. Изучив его строение, следует перейти к рисованию гипсовой головы — слепка с классической античной скульптуры. Почему именно гипсовой, а не живой? Во-первых, потому, что гипсовая голова неподвижна, что очень облегчает работу. Во- вторых, она вся белая, светотень идеальная, форма представлена в самом чистом виде — нет случайных цветных пятен, которые бы сбивали рисующего. И, наконец, в-третьих, гипсовая голова — это произведение искусства, в котором прекрасно выявлено и подчеркнуто все главное и характерное, т. е. она художественно обобщена и освобождена от ненужных случайных мелочей.

При рисовании головы лучше всего располагаться от нее примерно на расстоянии двух метров. Это, с одной стороны, позволит охватывать ее одним взглядом, с другой — расстояние смягчит, скрадет несущественные мелкие детали, которые только затемняют восприятие общей формы. Кроме того, следует выбирать такую точку зрения, с которой голова смотрится наиболее пластически выразительно.

Как уже упоминалось, приступая к рисованию, художник должен рассматривать свой лист как некий наружный слой расположенного за ним пространства, в котором как бы должна поместиться рисуемая голова. Такое пространственное понимание удержит от пассивного копирования контуров и светлых и темных пятен. Изображение следует делать примерно в 4/5 натуральной величины. С той стороны, куда направлен взгляд модели, на листе следует оставлять большее поле.

2. Г. Гольбейн. Схематические наброски головы
2. Г. Гольбейн. Схематические наброски головы

Главные оси при построении изображения лица — вертикальная (профильная линия) и горизонтальная (линия глаз). Эти оси являются прямыми линиями только в строго фронтальном положении лица. При любом движении головы — повороте или наклоне, даже самом легком, обнаружится, что эти осевые линии являются дугами или овалами, опоясывающими голову (в схеме — близкие по форме к яйцу; рис. 2). При рисовании головы, как бы она ни была наклонена или повернута, в первую очередь надо проследить положение этих осей — они всегда нас правильно сориентируют и помогут установить взаимное положение частей, правильно связать их в одно целое.

3. С. Тиханов. Последовательность работы над рисунком головы
3. С. Тиханов. Последовательность работы над рисунком головы

Последовательность работы примерно такова (рис. 3, а—д). Сначала внимательно изучите модель, по возможности со всех сторон, и постарайтесь уловить, прочувствовать особенности данной головы, ее отличие от «идеальной». Затем легким касанием карандаша или угля наметьте общую форму головы, ее поворот, оси.

4. С. Тиханов. Последовательность работы над рисунком головы
4. С. Тиханов. Последовательность работы над рисунком головы

Определив скрещением двух осей главную опорную точку — переносье, рисуют голову, находя положение других опорных точек, т. е. костных выступов, относительно этой главной опорной точки. Эти костные опорные точки определяют общую форму головы вне зависимости от того, полный человек или худой, молодой или старый. Особенно важны после переносья височные впадины, ограничивающие лоб с боков, скуловые выступы под ними, глазные впадины и углы нижней челюсти (под ушами). Намечают местоположение глаз, носа, губ и т. д. Рисунок правой и левой половин головы надо вести одновременно, пользуясь парностью глаз, скуловых и височных костей и других деталей.


В процессе рисования необходимо постоянно проверять правильность своего рисунка, все время сравнивая положение и величину различных частей головы друг с другом, например глаз относительно ушей, ушей относительно носа и т. п. Рисуя, все время надо сохранять чувство общей формы, не увлекаться деталями: преждевременная разработка мелких деталей лишит рисунок цельности. Отступление от главного правила рисования — последовательного продвижения от общего к частному и затем снова к общему — превратит рисунок в набор плохо связанных деталей.

Постепенное наполнение рисунка тоном ведет к зрительному изменению размеров его светлых и темных частей, первоначально набросанных только контурами (обычная зрительная иллюзия, когда темное воспринимается как меньшее), требует от рисующего пристального внимания к пропорциям и постоянного исправления рисунка.

5. А. Щипанов. Рисунок фигуры. Карандаш
5. А. Щипанов. Рисунок фигуры. Карандаш

Следующий этап — рисование всей человеческой фигуры (рис. 4). Рисование обнаженной фигуры — очень сложная, но и увлекательная задача, мимо которой не может пройти ни один художник. Человеческое тело гибко, подвижно, формы его очень сложны, изменчивы, но в то же время чрезвычайно гармонично связаны в одно целое.

Рисуя фигуру, надо помнить, что ее основа — скелет, и, хотя он скрыт мышцами, надо постараться его прочувствовать, проследить под мышечным покровом и наиболее характерные его выступы принять при рисовании за опорные точки. При уточнении пропорций прибавится еще несколько опорных точек — соски, пупок и др.

Чтобы фигура в рисунке убедительно стояла, работу лучше начинать снизу, с плоскости опоры и положения следков на ней. Линия, проведенная от следка опорной ноги к яремной ямке, должна быть строго отвесной. Если это так, значит, рисунок верен, фигура на нем действительно стоит, а не падает — центр тяжести ее находится на этой отвесной линии. Так же как и при рисовании головы, строя фигуру, надо все время пользоваться парностью ее симметричных частей.

При выборе модели не следует гнаться за атлетами с утрированной мускулатурой: увлечение детальной проработкой мускулатуры может увести от общего. На первых порах не надо увлекаться и слишком сложными позами, движениями натурщика. Следует поставить его в простую позу с опорой на одну ногу. Затем можно постепенно усложнять задачи: перейти к фигуре в «движении», в ракурсе, наконец — к фигуре в одежде.

Обычно в картинах художников люди изображаются не обнаженными, а одетыми. При этом одежда в значительной степени скрадывает фигуру, ее положение, движение. Тем не менее, рисуя одетую фигуру, надо стремиться увидеть под одеждой форму живой фигуры, ее движения, которые должны чувствоваться сквозь любую, пусть самую плотную и грубую, одежду.

Иногда художники (И. Репин, А. Иванов и многие другие), прежде чем изображать какую-то одетую фигуру в своей картине, сначала рисовали в этом движении обнаженного натурщика, а затем «одевали» его. Так одежда пластически связывалась с находящейся под ней живой фигурой.

При рисовании одетого человека возникает важный вопрос о складках одежды. В Академии художеств в XIX веке существовал даже специальный класс изображения драпировок, где изучались случаи образования складок на различных тканях. Такое предварительное изучение закономерностей позволяет искать в конкретных случаях определенные, заранее предвидимые формы образования складок и отбрасывать невыразительные случайности. Правильное изображение складок помогает созданию динамического образа.

6. Складки одежды
6. Складки одежды

Хотя каждый материал дает по характеру свои особые складки, во всех случаях прежде всего надо искать причины их образования. На рис. 5 схематично представлены несколько характерных примеров образования складок на одежде. Характер складок зависит не только от движения фигуры и материала, но и от покроя одежды, от того, как вшиты рукава (русская рубаха, черкеска, реглан и т. п.).

В заключение разговора о рисовании человека с натуры сформулируем основные этапы работы над рисунком: 1) зрительное ознакомление с объектом изображения с самых различных точек; 2) определение точки зрения (места), с которой будете рисовать; 3) анализ условий освещения как формообразующего фактора; 4) нахождение положения рисунка на листе с помощью маленьких набросков; 5) последовательная поэтапная работа над самим рисунком. Работа должна идти в постоянном творческом напряжении, в постоянном сравнении уточнении. Если заметили ошибку, то тут же исправьте ее.

И последнее — избегайте поверхностного подражания манере рисования того или иного известного художника, какой бы эффектной она вам ни казалась. Всегда помните о том, что самый главный учитель и советчик художника — это натура.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 8,595

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS