«Задания и уроки по рисованию краткосрочных рисунков»


Урок 9. Задания и уроки по рисованию. Наброски рисунков

Рисунок 1. Стул и его конструкция
Рисунок 1. Стул и его конструкция

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КРАТКОСРОЧНЫМ РИСУНКАМ

Обобщая все сказанное о способах работы над набросками и зарисовками, можно проследить общую линию последовательного нарастания сложности в работе при обучении краткосрочным рисункам. Она выглядит следующим образом:

1. Зарисовки, исполняемые по наблюдению только с натуры, — это подготовительный тип обобщенного изображения, переходный к наброскам с натуры с ограниченным временем исполнения.

2. Наброски по наблюдению с натуры — это основной, ведущий тип обобщенного изображения, который сопровождает весь курс обучения рисунку в виде классных, домашних, самостоятельных занятий и служит отправным при обучении наброскам.

3. Специальные упражнения, направленные на развитие способности к зрительному запоминанию, которые вначале периодически сопутствуют обучению наброскам с натуры, а затем постепенно переходят в наброски, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению — с натуры, а затем — по памяти).

4. Через некоторое время, достаточное для освоения способа их исполнения, комбинированные наброски переходят в другой, более сложный по способу исполнения тип наброска только по памяти, то есть после наблюдения, от начала до конца без натуры, только на основе зрительного запоминания.

5. Наброски по памяти можно считать переходными к следующему типу набросков по представлению, которые служат специальными упражнениями для развития способности изображать ««от себя», без натуры. Наброски по представлению нужны и как подсобные упражнения к наброскам по воображению (наброски-эскизы).

6. Наброски, исполняемые комплексным способом, заканчивают все обучение. По существу они являются итоговыми упражнениями, требующими от учащихся умения применять все способы работы, которыми они овладели за годы обучения рисунку. Они, так же как и наброски «от себя» (по представлению), служат подсобными в практической работе над набросками-эскизами (по воображению), то есть в работе над композиционными решениями художественного замысла.

Система обучения наброскам, построенная на постепенном усложнении способов их исполнения, должна быть связана с объектами изучения в длительном рисунке.


По существующей методике эти объекты расположены по принципу «от простого к самому сложному» в общепринятом порядке, то есть от различных неподвижных («мертвых») объектов предметного мира — к живому, к человеку.

Объекты изучения распределены по степени их сложности на -следующие основные группы:

1) «мертвая» натура, 2) растения, 3) животные, 4) человек.

Эта последовательность расположения объектов изучения в длительном учебном рисунке совладает с общей линией обучения краткосрочным рисункам:

1. Зарисовки и наброски по наблюдению с неподвижной («мертвой») натуры.

2. Наброски и зарисовки с растений — с условно неподвижной натуры.

3. Наброски с животных (анималистические) — с непозирующей живой натуры, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению, затем по памяти).

4. Наброски с человека — с позирующей и с непозирующей живой модели, исполняемые с натуры комбинированным способом и только по памяти.

5. Наброски с групп непозирующих людей (композиционные), исполняемые комплексным способом, включающим все способы исполнения.

Все эти наброски объединяет общий признак — хотя бы самое короткое зрительное восприятие и очень беглое непосредственное наблюдение натуры*.

Таким образом обучение подсобным краткосрочным рисункам связывается с основными длительными учебными заданиями но программе «Рисунок».

Объем настоящего методического пособия не позволяет проследить шаг за шагом все учебные задания по краткосрочным рисункам**.

Поэтому, переходя к практическому разделу пособия с целью наметить и устано вить методику обучения краткосрочным рисункам, мы остановимся главным образом на наиболее трудных моментах, почти всегда возникающих на разных этапах обучения.

Как показывает практика, основные трудности для учащихся возникают: 1) при переходах на более сложный по содержанию натурный материал; 2) при освоении нового способа работы над набросками; 3) при решении некоторых отдельных заданий.

Поэтому в наших замечаниях наибольшее внимание направляется на освещение и последовательное раскрытие главным образом вводных заданий по каждой из указанных групп, придерживаясь общепринятого порядка: «мертвая» натура, растения, животные и человек.

Ввиду того что в начале обучения наиболее трудным для учащихся оказывается овладение основным в работе над краткосрочными рисунками — методом наблюдения, анализа и обобщения, методические замечания следует начать с разъяснения этого вопроса.

* Наброски по представлению, как не связанные с непосредственным восприятием натуры, в эту систему не входят и могут применяться в процессе обучения как проверочные и с целью развития способности представлять.

** К тому же в художественных учебных заведениях среднего звена (средняя художественная школа, художественно-прикладные и педагогические училища) учебный процесс строится неодинаково.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 3,003

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS