«Графические средства. Как рисовать линию. Рисунок линии»


Урок 7. Набросок и графические средства. Как рисовать линию. Рисунок линии

Рисунок линии 1. Игра в шашки. Древний Египет. Прорись
Рисунок линии 1. Игра в шашки. Древний Египет. Прорись

ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

В самых разнообразных, иногда трудных условиях исполнения набросков, особенно со случайной или быстро движущейся модели, когда даже мельком увиденное должно быть быстро зафиксировано, хотя бы в самой обобщенной форме, когда решающее значение получает «фактор времени», изобразительный язык наброска вынужден быть предельно скупым, емким, лаконичным (почти «стенографическим») и к тому же очень выразительным.

Рисунок линии 2. Роспись белого лекифа. V в. до и. э. Греция Прорись
Рисунок линии 2. Роспись белого лекифа. V в. до и. э. Греция Прорись

В нашем художественном интернет магазине вы можете купить картину маслом, а также осуществляется услуга портрет на заказ по фотографии.

Поэтому предъявляются определенные требования к графическим средствам изображения в набросках: они должны быть экономны, просты, гибки и при этом одновременно универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении самых разнообразных, иногда очень трудных задач в подчас сложных условиях в походе. Такими графическими средствами, которые обладают широкими возможностями и имеют основное применение при выполнении набросков, являются линия и ее производные — штриховая линия, или штрих.

Рисунок линии 3. К. К. Хеббар. Рисунок. Перо
Рисунок линии 3. К. К. Хеббар. Рисунок. Перо

ЛИНИЯ

«Колыбель рисунка — линия». Линия — это условное средство изображения, которое было изобретено человеком в давние доисторические времена, еще в самом начале возникновения изобразительного искусства. Ею пользуются и в настоящее время, как одним из основных средств исполнения рисунка.

Линии бывают разных видов. «Чертежной» линией называется линия, или след на бумаге, который оставляется кончиком рейсфедера с тушью или карандаша — это приспособления, которыми красящий материал наносится на поверхность бумаги: стальное перо, авторучка, стеклянная трубочка, фламастер, колонковая «кисть и др.) линейкой, циркулем или лекалом и т. п.

Рисунок линии 4. Ю. Пименов. Набросок танцующей женщины. Фламастер
Рисунок линии 4. Ю. Пименов. Набросок танцующей женщины. Фламастер

По всей своей длине она одинакова по ширине. Это считается достоинством линии. Но такая линия совсем непригодна в наброске — она безжизненна, суха и следовательно невыразительна.

Линия, свободно проведенная острием графитного карандаша или другим инструментом с красящим материалом, находящимся почти под прямым углом к поверхности бумаги, оставляющим след*, линия, движение которой подчиняется воле и чувству рисующего, сознательно направляется и регулируется его рукой, — это именно то изначальное графическое средство, применяемое в наброске.

Рисунок линии 5. Н. Цейтлин. Набросок головы. Перо, тушь
Рисунок линии 5. Н. Цейтлин. Набросок головы. Перо, тушь

Если в длительном учебном рисунке легко и тонко нанесенной линией пользуются как вспомогательной (особенно при построении формы), то в наброске линия, проведенная «от руки», может служить основным графическим средством. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой графической линией, принято называть «линейными».

Графическая линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение на ней, подчеркивая его плоскостность, его двухмерность.

Рисунок линии 6. Л. Лебедев. Набросок фигуры. Перо, тушь
Рисунок линии 6. Л. Лебедев. Набросок фигуры. Перо, тушь

Поэтому для линейного наброска нехарактерно решение пространства, однако, как мы увидим дальше, это вполне возможно.

Образцами линейного рисунка могут служить древние наскальные изображения животных, изображения людей на греческих вазах, в древнеегипетских росписях, рисунки народов Центральной Африки, Латинской Америки, Индии, Китая, Японии (рисунки линии 1, 2, 3).

Зрительное восприятие отличается той особенностью, что натура познается прежде всего по характерным наружным очертаниям ее силуэта* или исключительно по ее контуру*. По контуру, например, можно сразу отличить куб от шара. По определенным очертаниям всей массы кроны дерева мы выясняем его породу, сразу видны различия между грузовиком и легковой машиной, гусем и индюком и т. п., и более того, часто лишь по контуру и силуэту мы даже издалики можем узнать знакомого человека.


* Силуэт — свойство формы предмета быть видимой в массе, целиком, без подробностей. Силуэт особенно хорошо и четко воспринимается на очень светлом фоне или когда источник освещения находится за предметом.

* Контур — внешние очертания предмета, как одно из средств художественного выражения.

На контуре сосредоточивается наше первое внимание. Поэтому от остроты и богатства восприятия характерных особенностей контура зависит полнота полученного представления об увиденном предмете.

Рисунок линии 7. Н. Купреянов. Набросок фигуры. Перо, тушь
Рисунок линии 7. Н. Купреянов. Набросок фигуры. Перо, тушь

Если в длительном учебном рисунке контур возникает в итоге постепенного моделирования формы, то в условиях сжатого времени исполнения наброска, когда требуется лишь неполное обобщенное изображение натуры, (контурная линия должна появиться на листе сразу же, в первую очередь.

Это тем более важно, что линия контура, точно и остро найденная, даже незаконченная, способна выполнять одновременно не одну функцию, например, отграничивать форму, определять размер изображения и компоновку на листе бумаги, передавать движение и характер всей массы формы, а также ее пропорции и т. д. Такие свойства графической линии, как ее плавность, текучесть и непрерывность при нанесении контура, позволяют одновременно выявлять и общий характер формы и ее некоторые пластические качества.

Рисунок линии 8. Н. Цейтлин. Зарисовка пейзажа. Перо, тушь
Рисунок линии 8. Н. Цейтлин. Зарисовка пейзажа. Перо, тушь

Каждый поворот линии при этом может и должен быть логически оправдан, должен что-то выражать или изображать. Поэтому чем вернее найден контур, тем полнее он (передает воспринятое, и чем острее проявленная при этом наблюдательность, тем живее и выразительнее может получиться набросок.

При нанесении контура общее представление, полученное при восприятии и наблюдении любой формы, сохранившееся в сознании рисующего, должно быть без промедления переведено в руку, на конец карандаша. Каждая задержка при нанесении контура неизбежно вызывает, потерю общего представления об изображаемой форме, и тогда приходится задумываться, как строить и куда вести линию.

На это уходит время, а главное — разрывается и исчезает пластическая связь отдельных форм, в целом составляющих общую большую форму натуры, ее состояние, движение. При нанесении линейного контура движение руки с карандашом не должно останавливаться.

Исполнение контурной линии сразу, одним плавным и уверенным движением руки требует умения быстро ориентироваться в строении формы натуры, чтобы смело и решительно, не задерживаясь, уже по памяти, наносить на бумагу контур. Об этом и говорит в своих записках известная русская художница А. П. Остроумова-Лебедева: «Рисуя, надо охватывать форму глазом и чувством сразу и потом, почти на память, нанести ее на бумагу...».

Удачно-найденный контур способен убедительно передать ощущение реальности изображенного — это уже почти сделанный набросок.

Хотя линейный набросок является наиболее отвлеченной формой графического изображения, все же он позволяет условно передавать некоторые признаки объемности натуры, ее массу (рисунки линии 4, 5, 6) и цветность (но не цвет) (рисунок линии 6, 8).

Если есть необходимость, сдержанное моделирование формы в наброске внутри найденного (контура может осуществляться короткими или длинными линиями (рисунок линии 4, 5, 6).

Чтобы завершить набросок, иногда бывает достаточно наметить внутри контура линиями две-три наиболее характерные детали, дополняющие сходство с натурой, а чтобы подчеркнуть или особо выделить какую-либо часть изображенного, можно использовать также графическую линию, но более широкую (рисунок линии 4).

Графическая линия в качестве основного средства изображения применяется во многих видах изобразительного искусства, а больше всего в станковой графике (офорт, гравюра, плакат), и как вспомогательное — во многих специальностях прикладного искусства при разработке эскизов для выполнения их в материале: дерево, металл, стекло, керамика, ткань, при проектировании интерьеров.

Для исполнения линейного наброска кроме карандашей разных видов применяются специальные инструменты и приспособления, позволяющие проводить одинаковой ширины линии, например стеклянные трубочки и палочки, стальные перья со специально сточенным концом, шариковая авторучка, фламаетер, тонкая колонковая кисть (при условии, если ее держать близко к волосу и вертикально поверхности бумаги). Для нанесения четкой и плавной графической линии требуется уверенность и твердость руки, которая приобретается в результате большого опыта и практики.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 6,482

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS