«Графические материалы и наброски карандашом»


Урок 8. Графические материалы и наброски карандашом

Рисунок 1. Учебный набросок фигуры человека. Кисть, тушь
Рисунок 1. Учебный набросок фигуры человека. Кисть, тушь

Графические материалы и их применение

Графическими материалами принято называть материалы, которыми рисуют и на которых рисуют (карандаши, уголь — простой и прессованный, сангин, акварель, тушь, бумага разных сортов, картон, калька).

Материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (материалы, которые разводятся водой). Существует много разных технических приемов для нанесения материалов на поверхность бумаги.

В нашем художественном магазине у вас имеется возможность купить картину маслом, а также предоставляется услуга портрет на заказ по фотографии.

Рисунок 2. В. Стекольщиков. Набросок людей «На бульваре». Фломастер
Рисунок 2. В. Стекольщиков. Набросок людей «На бульваре». Фломастер

Для этого применяются разные специальные приспособления (мягкие и жесткие карандаши, кисти, замшевые и бумажные растушёвки, стальные перья и т. д.), которыми проводятся линии, наносятся штрихи, создается тональное пятно и т. д.

Выбор того или иного материала для наброска или зарисовки обусловливается прежде всего их содержанием и стоящими перед рисующим учебными (или художественными) задачами.

Рисунок 3. И. Большакова. Набросок «Девочка». Темпера
Рисунок 3. И. Большакова. Набросок «Девочка». Темпера

Так, твердый графитный карандаш мало подходит для изображения бурного моря. Очень мягким графитным или угольным карандашом можно правдиво передать движение водной стихии, тяжелые тучи на небе, но твердый графитный карандаш окажется незаменимым, если надо зарисовать тонкий орнамент чеканки по металлу или передать легкий рисунок кружева.

Для передачи резкого освещения (рисунок 1) или силуэта предмета (рисунок 2, 3) трудно найти более выразительные по контрасту материалы, чем угольный карандаш, прессованный уголь, черная тушь и белая бумага, а для показа глубокого затененного пространства в интерьере более пригодным и выразительным материалом могут оказаться одноцветная акварель, нанесенная на бумагу мягкой кистью, «мокрый соус» (рисунок 4 ) и так называемая «сухая кисть» (рисунок 5).


Рисунок 4. Учебная зарисовка интерьера. Черная акварель, кисть
Рисунок 4. Учебная зарисовка интерьера. Черная акварель, кисть

Качество бумаги, ее фактура также оказывают влияние не только на техническую, но и на художественную сторону рисунка.

При выборе материала для учебного наброска надо учитывать как содержание наброска, так и способ его исполнения ( с натуры, по памяти и т. п.).

Для наброска по представлению, поскольку его исполнение не связано с непосредственным обращением к натуре и поэтому время исполнения не ограничено, могут быть использованы почти все графические материалы, так как занятия учащихся такими набросками происходят либо в классе, либо дома.

Рисунок 5. Учебная зарисовка «Сапожник». Тушь, сухая кисть
Рисунок 5. Учебная зарисовка «Сапожник». Тушь, сухая кисть

В работе над набросками-эскизами по воображению, очевидно, окажутся менее пригодными те материалы, которые не снимаются резинкой и не смываются водой, задерживая этим возможность продолжения работы на том же листе бумаги.

В других типах набросков, в той или иной мере связанных с состоянием натуры и требующих особо быстрой работы, пользование графическими материалами более ограничено. Работа над ними обычно происходит в условиях крайне сжатого времени. Поэтому графический материал своими свойствами должен содействовать их исполнению.

Рисунок 6. О. Роден. Набросок «Танец». Акварель кисть, итальянский карандаш
Рисунок 6. О. Роден. Набросок «Танец». Акварель кисть, итальянский карандаш

Он должен быть настолько гибким и податливым, чтобы при нанесении на поверхность бумаги подчиняться движению руки и самым легким нажимам, оставляя при этом разнообразный по характеру и четкий графический след. Желательно, чтобы красящее вещество этого материала было интенсивным и достаточно контрастным по отношению к белой или тонированной бумаге и обладало вместе с тем широким тональным диапазоном.

Кроме того, при выборе материала для учебных набросков приходится особенно учитывать его универсальность, то есть широкую возможность пользования им в любых условиях (классных и внекласных) без предварительной подготовки, связанной с потерей времени, от чего иногда вообще зависит, быть или не быть наброску.

Рисунок 7. Ю. Гершкович. Набросок «На палубе». Фломастер, акварель, кисть
Рисунок 7. Ю. Гершкович. Набросок «На палубе». Фломастер, акварель, кисть

На первой стадии обучения наброскам с натуры особое значение получает простота и удобство применения графического материала. Прежде всего графический материал не должен мешать аналитической работе учащихся, так как все же важнейшей стороной в это время следует считать освоение метода анализа и обобщения.

Поэтому желательно, чтобы учащиеся вначале исполняли наброски тем материалом, в использовании которого они имеют некоторый опыт. Обычно это графитные карандаши «ЗМ». Более мягкими графитными карандашами первое время не рекомендуется пользоваться, так как рисунок, сделанный ими, размазывается во время работы.

Рисунок 8. И. Репин. Набросок «Глазунов и Стасов». Итальянский карандаш
Рисунок 8. И. Репин. Набросок «Глазунов и Стасов». Итальянский карандаш

Что касается бумаги, то для первых занятий набросками наиболее пригодна такая бумага, по которой карандаш движется, не встречая сопротивления, то есть гладкая или чуть шероховатая, достаточно проклеенная (но не «меловая»), лучше всего хорошего сорта писчая бумага или несколько более плотная, так называемая картографическая.

Рисунок 9. Г. Цалле. Набросок фигуры. Угольный карандаш
Рисунок 9. Г. Цалле. Набросок фигуры. Угольный карандаш

Рисуя на такой бумаге, учащиеся с самого сначала приучаются ее беречь, работать обдуманно и внимательно, не допуская ошибок, тем более, что применять резинку при исполнении набросков вообще не рекомендуется. Это делается с определенной целью: заставить учащихся перед началом работы представлять себе набросок как бы уже сделанным в формате рабочего листа, чтобы этим дисциплинировать всю работу и не (проводить лишних штрихов и линий.

Когда метод освоен, умелое использование графических материалов — вопрос только практики и времени. После этого станет не только возможной, но и просто необходимой большая свобода в применении графических материалов. Тогда задача использования их особых свойств и качеств будет связываться и с содержанием наброска, и с его художественной выразительностью, и с его практическим назначением.

Рисунок 10. О. Верейский. Набросок головы. Перо, тушь
Рисунок 10. О. Верейский. Набросок головы. Перо, тушь

Не меньшее значение при этом будет иметь правильное применение инструментов, которыми наносится на бумагу графический материал (кисть, перо, деревянная палочка, стеклянная трубочка и др.).

Знание свойств, присущих каждому материалу, значительно обогатит технические и творческие возможности учащихся.

Умелое использование в одном рисунке нескольких разных материалов и графических средств позволяет не только экономить время (что всегда нужно), но облегчить и упростить работу, придать наброску свое особое графическое звучание.

Рисунок 11. Штрих карандаш
Рисунок 11. Штрих карандаш

Образец такого сочетания нескольких материалов в одном наброске можно увидеть в силуэтном наброске французского скульптора О. Родена. По легко намеченному тонкому карандашному контуру мягкой кистью проложено акварелью тональное пятно, соответствующее силуэту всей массы модели, а затем пером-тушью укреплен контур (рисунок 6).

Следует иметь в виду возможность использования способности некоторых графических материалов растушевываться или размываться.

Рисунок 12. Микеланджело. Мужской торс. Сангина
Рисунок 12. Микеланджело. Мужской торс. Сангина

Так, в линейном (наброске художника Ю. Гершковича все тени исполнены размывкой чернил, кистью (рисунок 7).

В наброске И. Е. Репина основные темные массы натуры нанесены на лист мягким графитным карандашом «в растирку», а последующее уточнение контуров фигур выполнено более темным твердым материалом (карандаш «Негро», или так называемый «итальянский») (рисунок 8).

Предлагая учащимся тот или иной графический материал, преподаватель должен учитывать особенности техники работы этим материалом, а также пригодность сорта бумаги для этой техники. Так, если для набросков с движущейся (живой модели) предложить учащимся так называемую «рисовальную» бумагу для техники перо-тушь, значит наверняка осложнить решение учебной задачи.

Рисунок 13. Э. Мане. Портрет госпожи Гильоме. Карандаш
Рисунок 13. Э. Мане. Портрет госпожи Гильоме. Карандаш

На этой малопроклеенной и поэтому непрочной бумаге движение руки тормозится, перо начинает царапать, разрушая поверхность бумаги, оставляя расползающуюся, неровную по краям линию или штрих. Задержки в работе, происходящие из-за неудачного сочетания сорта бумаги и графического материала, вызывают у учащихся чувство досады.

Предложенная под технику перо-тушь белая гладкая, достаточно плотная писчая бумага не вызовет задержек и значительно облегчит работу.

Рисунок 14. Ф. Милле. Набросок. Угольный карандаш
Рисунок 14. Ф. Милле. Набросок. Угольный карандаш
Рисунок 15. В. Серов. Набросок женской обнаженной фигуры. Карандаш
Рисунок 15. В. Серов. Набросок женской обнаженной фигуры. Карандаш
Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 15,761

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS