«Как рисовать наброски фигуры человека. Наброски по представлению»


Урок 4. Как рисовать наброски по представлению

Рисунок 1. Л. Шепелев. Набросок фигуры человека в прыжке с натуры и по памяти. Карандаш
Рисунок 1. Л. Шепелев. Набросок фигуры человека в прыжке с натуры и по памяти. Карандаш

В этой статье речь пойдет о том, как рисовать наброски по представлению.

Наброски по представлению. Наброски по представлению не связаны с непосредственным наблюдением натуры. Они исполняются лишь на основе ранее воспринятых, устойчивых образов предметного мира и явлений, осевших в сознании.

Сравнительно с восприятием, представления, как правило, имеют еще более общий характер. Они беднее подробностями и фиксируют лишь самые главные черты предметов и явлений.

В нашем художественном интернет магазине вы можете купить картину маслом, а также есть возможность заказать портрет по фотографии.

Рисунок 2. А. Дейнека. Набросок людей в движении по представлению. Карандаш
Рисунок 2. А. Дейнека. Набросок людей в движении по представлению. Карандаш

Поэтому набросок, сделанный по представлению (как говорят —  «от себя»), отличается большей лаконичностью, недоговоренностью в деталях, чем исполненный с натуры по непосредственному наблюдению.

Рисующий по представлению, свободный от связывающих его факторов времени и состояния натуры, может спокойно работать, направляя все свое внимание на исполнение наброска, добиваясь необходимой выразительности и убедительности изображения.

Чтобы решить самую простую задачу — сделать по представлению набросок обыкновенного стула, стоящего на полу, надо помнить его форму, его конструкцию и отношения основных размеров (габариты).

Рисунок 3. Дж. Тьеполо. «Битва гигантов». Набросок людей. Перо, тушь
Рисунок 3. Дж. Тьеполо. «Битва гигантов». Набросок людей. Перо, тушь

А как будет выглядеть этот же стул, лежащий где-то наверху и видимый с низкой точки зрения? Ответ на такой вопрос, поставленный самому себе, вызывает вначале некоторые затруднения, и их надо преодолеть прежде, чем взяться за карандаш и начать рисовать. Чем сложнее строение формы предмета, тем труднее, очевидно, будет его представить, чтобы изобразить «от себя».

Перед рисующим возникает задача восстановить в сознании (представить) пространственный образ предмета. Этот процесс восстановления является синтетическим, включающим в себя не только представление о форме предмета, но и о его строении, о его относительной величине и пропорциях, о направлении и скорости его движения и других пространственных соотношениях.

Так, если требуется сделать набросок «от себя» без натуры (окажем, для эскиза будущего плаката или плафона), то есть выполнить обобщенное изображение такой сложной живой формы, как фигура человека, к тому же находящейся в быстром движении, с поворотом или в ракурсе (например, легкоатлет с шестом, перепрыгивающий планку) — задача оказывается весьма нелегкой (рисунок 1).


Перед исполнением наброска приходится восстановить в сознании образ объекта изображения, его строение и мысленно представить, как будет выглядеть фигура в общем, с определенной точки зрения, учитывая ее размещение в формате листа. Лишь после этого, призвав на помощь знание пластической анатомии человека, наметив на листе «от себя» схему движения, можно начать его строить, сначала мысленно, а затем и на бумаге, определяя и намечая в воображаемом пространстве листа взаиморасположение и связь отдельных частей (туловище, голова, ноги, руки) с учетом их размеров, перспективного сокращения форм, движения, освещения. К тому же требуется некоторое знание самой техники этого легкоатлетического упражнения.

Приведенные примеры, самый простой и очень сложный, — не случайны. В первом раскрывается самый способ исполнения наброска по представлению. Если сравнить его со способом исполнения наброска с натуры, основанном на непрерывном активном наблюдении и анализе изображаемой формы, видно, что набросок по представлению целиком построен на восстановлении в сознании ранее воспринятого, уже известного и запомнившегося.

Что же касается второго, то здесь стоит иная задача: показать, насколько трудным может оказаться этот путь восстанавливания, (когда дело касается самого сложного для изображения объекта — движущейся человеческой фигуры.

Очевидно, что исполнение набросков человеческой фигуры «от себя» возможно лишь при достаточном запасе знаний о строении фигуры человека, который накапливается как итог постоянных наблюдений человеческой фигуры и систематических упражнений в (коротких набросках с натуры и по памяти с обнаженной и одетой модели.

Существенный вклад в запас представлений для изображения человеческой фигуры «от себя» дают и отдельные учебные зарисовки и наброски с натуры, сделанные дополнительно с наиболее сложных по строению частей фигуры: с головы, кисти руки и стопы человека.

Умение «от себя» (без натуры) свободно и выразительно изображать человеческую фигуру в любом ракурсе и в быстром движении может быть только результатом многократных упражнений в набросках «с натуры» и «по памяти», подкрепленных знанием пластической анатомии человека, в первую очередь устройства скелета и действия скелетного механизма.

Учебные наброски по представлению существенно восполняют навыки изображения человека в разных положениях, действующего и движущегося (рисунок 2).

Чтобы осознать необходимость глубокого изучения в набросках фигуры человека, достаточно взглянуть на рисунки плафонов Тьеполо (рисунок 3), Микеланджело, на иллюстрации Доре с многочисленными фигурами людей, исполненными по представлению («от себя»).

При обучении рисунку, наброскам по представлению весьма часто отводится роль подсобных упражнений для проверки усвоения пройденного материала в длительных учебных заведениях.

Такие проверочные упражнения в набросках по представлению безусловно содействуют развитию у учащихся важнейшей способности уверенно рисовать «от себя», особенно если эти упражнения и поставленные каждый следующий раз новые задачи постепенно усложняются.

Основная же функция набросков по представлению во всех видах и жанрах изобразительного искусства — это содействовать в работе над созданием художественного образа.

— Наброски, исполняемые без натуры, «от себя», служат при этом наиболее технически удобным средством уточнения и наглядной проверки отдельных частей подчас очень сложного решения творческого замысла.

Поэтому в обучении изобразительному искусству наброски по представлению получают особое значение при прохождении учебного курса «Композиция».

Учебные наброски по представлению можно считать подготовительными и переходными к другому типу набросков — к наброскам по воображению, которые относятся исключительно 'к учебному курсу «Композиция».

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 8,126

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS