«Наброски по памяти. Как рисовать наброски»


Урок 3. Наброски по памяти. Как рисовать наброски

Рисунок 1. Л. Шепелев. Набросок человека с натуры и по памяти. Карандаш
Рисунок 1. Л. Шепелев. Набросок человека с натуры и по памяти. Карандаш

Как рисовать наброски. Наброски комбинированные (сначала с натуры, потом по памяти). Как только натура начинает двигаться, изменять свое положение по отношению к рисующему или совсем исчезает, а нанесенное на лист еще не отражает (схематично) ее сущности и поэтому недостаточно убедительно и малопонятно, то для завершения наброска приходится призывать на помощь зрительную память.

Развитая зрительная память может помочь дополнить уже сделанное наблюденными подробностями, которые придадут изображению правдивость и жизненность. Набросок, начатый с натуры, а законченный уже без нее, по памяти, является «комбинированным».

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом, а также заказать портрет по фотографии.

Сокращение времени наблюдения еще больше усложняет работу над наброском и требует особо развитой способности к зрительному запоминанию даже мельком воспринятого. Такие случаи часто встречаются на практике (рисунок 1 — набросок человека).

Рисунок 2. Л. Шепелев. Набросок человека в движении, в прыжке, по памяти и по представлению. Карандаш
Рисунок 2. Л. Шепелев. Набросок человека в движении, в прыжке, по памяти и по представлению. Карандаш

Как рисовать наброски. Наброски по памяти. Поэтому особенно трудным оказывается положение, когда приходится делать набросок с непрерывно и быстро движущейся натуры. В этом случае необходимо все рассмотреть сразу, в один момент, и немедленно, без задержки, наносить воспринятое на бумагу, чтобы сохранить свежесть полученного впечатления и передать ощущение движения (например, быстро пробегающий мимо или прыгающий через барьер физкультурник, рисунок 2 — наброски человека в движении, в прыжке).

Решение такой задачи практически возможно только при очень беглом, но чрезвычайно активном наблюдении модели, чтобы не только выбрать наиболее выразительный момент движения, но и определить взаиморасположение и синхронные движения основных ее частей (в данном случае человека: торс, ноги, голова, руки), не забывая при этом подумать и о компоновке наброска.


При развитой способности зрительного запоминания мимолетного восприятия может быть достаточно, чтобы на очень короткое, иногда исчисляемое секундами время оно задергалось в сознании и послужило отправным для крайне обобщенного, иногда почти схематического изображения.

Исполненный таким способом набросок представляет собой как бы зафиксированную на бумаге зрительную память. В дальнейшем его функция — только напоминать о виденном, не больше.

Исправления и дополнения в таких набросках возможны только при условии повторения того же движения той же (или аналогичной) моделью и также на основе быстрого повторного наблюдения и запоминания.

Необходимость вести работу над наброском, опираясь исключительно на зрительную память, возникает тогда, когда внешние условия разрешают только наблюдать, но не рисовать прямо с натуры. К примеру: голова пассажира, сидящего напротив, в вагоне метро, соответствует персонажу задуманной (картины и является объектом давних поисков. Зарисовать ее с натуры невозможно — модель обратит внимание, изменится поворот головы, выражение лица и т. п.

Для решения задачи приходится избрать иной путь, основанный исключительно на зрительном запоминании: исподволь наблюдать и изучать модель, отмечая для себя то характерное, что ее отличает, и стараться обязательно запоминать итоги наблюдения. Пассажир покинул вагон, и надо сейчас же, как можно скорее (иначе уйдет из памяти), набросать в карманном альбомчике все, что запомнилось.

Можно было бы привести много примеров, когда, исполняя набросок, приходится полагаться только на зрительную память.

Самого сильного напряжения зрительной памяти рисующего требуют наброски человека, который быстро двигается и особенно наброски с группы людей, которые находятся в разном по характеру и скорости движении (в качестве напримера можно привести, наброски эпизодов спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, то есть комплексных набросков).

Следует иметь в виду, что на качество зрительно запоминающегося образа, на его устойчивость и относительное богатство подробностями влияют многие причины и обстоятельства: многократность восприятия, активность и быстрота наблюдения, а также вызванное необходимостью твердое желание запомнить увиденное. Особенно хорошо запоминается то, что внимательно наблюдалось и изучалось, в какой-то мере хотя бы частично (или в виде схемы) было зафиксировано на бумаге натуры. Механически, то есть без анализа, срисованное, как правило, в памяти не удерживается.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 10,045

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS