«Зарисовки людей и зарисовки карандашом»


Урок 6. Зарисовки и способы их исполнения. Зарисовки людей

Рисунок 1. И. Репин. Зарисовки карандашом к картине «Запорожцы»
Рисунок 1. И. Репин. Зарисовки карандашом к картине «Запорожцы»

Зарисовки являются одной из разновидностью краткосрочного рисунка и подсобным материалом в работе художника над образом. Само слово «зарисовка» говорит о его содержании и назначении. «Зарисовать» у художника — это приблизительно то же, что у писателя — «записать». Оно заключается в том, чтобы закрепить, сохранить в графическом изображении то, что нужно, но невозможно запомнить, или что может понадобиться как дополнительный материал для другой, последующей работы.

В нашем художественном магазине у вас имеется возможность купить картину маслом, а также заказать портрет по фотографии.

Рисунок 2. И. Репин. Запорожцы Деталь. X., м.
Рисунок 2. И. Репин. Запорожцы Деталь. X., м.

Обычно зарисовка выполняются для какой-то части композиционного эскиза. Если замысел образа и его решение в наброске-эскизе уже имеется, то такую зарисовку называют «направленной» (рисунок 1 и 2).

К «случайным» относятся такие зарисовки, которые выполняются лишь потому, что увиденная натура чем-то особенно привлекла внимание и заинтересовала художника, но будущее конкретное назначение ее еще неизвестно. Такие «случайные» зарисовки составляют творческий «архив», который по необходимости может быть использован в любое время (рис. 15, 17).

Рисунок 3. И. Репин. Зарисовка карандашом и набросок головы
Рисунок 3. И. Репин. Зарисовка карандашом и набросок головы

В отличие от наброска зарисовки выполняются от самого начала и до конца только с натуры.

Поэтому совершенно нет возможности зарисовать непозирующую, тем более движущуюся натуру или работать над зарисовкой «на ходу» и в условиях, мало способствующих сосредоточенной работе, например: в горячем, шумном цехе завода, стоя в толпе или посредине улицы с большим движением и т. д. Как и всякий рисунок, зарисовка начинается наброском с натуры, превращаясь в зарисовку лишь постепенно.

Рисунок 4. А. Иванов. Альбомный набросок карандашом «Ветка дерева»
Рисунок 4. А. Иванов. Альбомный набросок карандашом «Ветка дерева»

Чтобы зарисовка могла выполнить свое прямое назначение — быть подсобным материалом для какой-то последующей работы, — ее исполнение (так же как и наброска) связано с наблюдением и анализом натуры и отбором существенно нужного, типического и характерного.

Зарисовка, так же «как и набросок, не может быть простым перечислением всего увиденного, копированием натуры.

Рисунок 5. А. Иванов. Ветка дерева. X., м.
Рисунок 5. А. Иванов. Ветка дерева. X., м.

Если зарисовка «направленная» (то есть рисующему заранее известно конкретное ее назначение), то этим самым уже определяется, что и каким образом в зарисовке должно быть обязательно зафиксировано и что может быть опущено или только намечено.

Поэтому характер исполнения зарисовки людей может быть самым разнообразным в зависимости от ее назначения и ее содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее выполнение.

Рисунок 6. Учебные наброски и дополнительные зарисовки карандашом
Рисунок 6. Учебные наброски и дополнительные зарисовки карандашом

Зарисовки как подсобный графический материал практически бывают нужны при подготовке рабочего рисунка для станковой живописи, а также при выполнении эскиза для скульптуры (глина, пластилин или дерево), в станковой графике (эстамп, плакат, офорт), в монументально-декоративном, прикладном, театральном и киноискусстве.

Техника и материалы, которыми исполняются зарисовки людей, могут быть самыми различными. Это зависит от характера зарисовки, ее содержания и назначения.


Рисунок 7. Учебная зарисовка карандашом растения для первого плана
Рисунок 7. Учебная зарисовка карандашом растения для первого плана

Сделанные с натуры зарисовки часто приходится перерабатывать в сторону большего обобщения, учитывая особенности того материала, которым или из которого должен быть выполнен оригинал художественного произведения (масло, акварель, темпера, карандаш, тушь, мрамор, кость, дерево, металл и т. д.).

Трактовка формы в таких зарисовках может быть и линейно-графической и объемно-пространственной. Если художественный замысел должен быть реализован в объеме, то часто приходится делать несколько зарисовок натуры с разных точек и при разном освещении.

Рисунок 8. П. Корин. Зарисовка карандашом фрагмента архитектурного портала
Рисунок 8. П. Корин. Зарисовка карандашом фрагмента архитектурного портала

Бывает, что выполненный раньше беглый набросок (или зарисовка) не обладают теми подробностями, которые требуются для текущей работы, и тогда возникает необходимость сделать дополнительно более подробные зарисовки. Большей частью это отдельные части натуры, которые зарисовываются той же натуры сейчас же вслед за исполнением наброска (или позже) на полях или на отдельных листах, а иногда и со специально поставленной для этой цели другой аналогичной натуры (рисунок карандашом 1 — руки).

Рисунок 9. Учебная зарисовка карандашом ограды набережной
Рисунок 9. Учебная зарисовка карандашом ограды набережной

Обычно дополнительные зарисовки — это части фигуры человека или животного, одежда, декоративная ткань, часть растения или пейзажа (крупные первые планы), отдельные предметы, фрагменты скульптуры и архитектуры (окно с наличником, дверь с резным украшением, металлическая дверная ручка, ограда) (рисунок 4—10).

Особенно велика роль натурных зарисовок в прикладном искусстве, где большое место отводится декоративно-орнаментальным украшениям, разнообразные мотивы для которых черпаются из природы, растительного и животного мира.

Рисунок 10. Н. Н. Хохряков. Зарисовка карандашом
Рисунок 10. Н. Н. Хохряков. Зарисовка карандашом

Для этого исполняются специальные зарисовки как целого объекта, так и его частей или деталей (например, какое-либо растение, его ветка с листьями, отдельно листья, цветы и плоды; птица, ее голова, крыло, перо, нога) (рисуеок 11, 12). Образцы различных по назначению зарисовок приводятся в дальнейшем в иллюстрациях.

Такие зарисовки людей обычно являются исходным материалом, который перерабатывается в композиционный, орнаментальный или другой мотив, в точный графический рабочий рисунок многократно ритмически Повторяющегося фрагмента («раппорт»). Разработка «раппорта» относится к дисциплине «Специальная композиция», которая изучается в учебных заведениях прикладного искусства.

Рисунок 11. Учебная зарисовка карандашом цветка мака
Рисунок 11. Учебная зарисовка карандашом цветка мака

Поэтому при исполнении зарисовок обязательно учитывается и конечный пластический материал, в котором будет реализован художественный замысел.

Если во время обучения изобразительному искусству наброски и зарисовки людей имеют вспомогательное значение, то к концу обучения и после окончания учебного заведения, когда учащиеся начинают самостоятельную творческую работу, владение искусством наброска и зарисовки безмерно расширяет их творческие и технические возможности. Они могут получить даже самостоятельное художественное значение.

Так, в последние годы отводится значительное место так называемому «графическому репортажу».

Часто серии зарисовок и набросков на одну общую тему репродуцируются и монтируются в качестве самостоятельного хроникального или иллюстративного материала к заметкам и статьям в газетах и журналах и т. п.

В работе над быстрым наброском и зарисовкой возникает одна и та же задача— анализ восприятия натуры.

Рисунок 12. А. Барщ. Зарисовка растения карандашом. «Чертополох»
Рисунок 12. А. Барщ. Зарисовка растения карандашом. «Чертополох»

В зарисовке ее решение значительно облегчается, так как время здесь почти не ограничивается, в силу чего наблюдение и анализ могут быть более длительными, а поэтому более полными и глубокими. Это обстоятельство позволяет использовать зарисовку при обучении наброскам как начальное упражнение почти по всем основным группам объектов изображения: «мертвая» (неживая) натура, растения, животные, человек.

Но способ исполнения зарисовок только с натуры очень сужает возможности их применения, в частности для изображения живой натуры в движении. Это значительно уменьшает педагогическое значение зарисовки в сравнении с набросками разных типов, которые представляют собой упражнения, направленные на развитие (качеств, необходимых будущему художнику (цельное видение, 'способность к анализу и обобщению, зрительная память, глазомер).
Этим и объясняется то, что основное внимание мы уделяем именно наброскам и способам их исполнения.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 4.50 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 15,976

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS