«Наброски комплексные и по воображению. Набросок эскиз»


Урок 5. Наброски комплексные и по воображению. Набросок эскиз

1. Леонардо да Винчи. Наброски рисунков к картине «Мадонна с кошкой». Перо
1. Леонардо да Винчи. Наброски рисунков к картине «Мадонна с кошкой». Перо

Наброски комплексные (с применением всех способов). Последний и самый сложный тип учебных набросков — это наброски, исполняемые комплексным способом, то есть частичным применением всех указанных выше способов: наброски с натуры, комбинированный (сначала с натуры, а затем по памяти), только по памяти и по представлению.

Необходимость применять комплексный способ возникает главным образом при исполнении набросков с многих одновременно движущихся объектов, в частности с групп людей и, особенно, когда при этом приходится искать и фиксировать в набросках взаиморасположение людей, составляющих группу.

В нашем художественном магазине у вас имеется возможность купить картину маслом, а также заказать портрет по фотографии.

2. Леонардо да Винчи. Наброски рисунков к картине «Мадонна с кошкой». Перо
2. Леонардо да Винчи. Наброски рисунков к картине «Мадонна с кошкой». Перо

Обучение комплексным наброскам происходит на занятиях рисунком, но практическое применение они находят главным образом в учебном курсе «Композиция». Поэтому наброски эти можно условно назвать «композиционными». По способу исполнения они связаны в той или иной мере с наблюдением натуры, и их не следует смешивать с набросками эскизами композиционного решения художественного образа, которые исполняются по воображению.

Наброски по воображению. Набросок по воображению — это очень обобщенный набросок эскиз, в котором воплощается художественный образ, возникающий как конкретный графический результат художественного воображения.

3. Леонардо да Винчи. Наброски рисунков к картине «Мадонна с кошкой». Перо
3. Леонардо да Винчи. Наброски рисунков к картине «Мадонна с кошкой». Перо

Воображение художника опирается на имеющийся у него запас восприятий и ранее полученных представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Преобразовывая эти представления по своему усмотрению, комбинируя их, устанавливая между ними связь или противопоставляя их, художник добивается цельности художественного образа, максимальной его выразительности.

Так как сами представления являются уже в достаточной мере обобщенными, то, преобразованные силой воображения, они оказываются несколько дальше отстоящими от объекта восприятия, не теряя, однако, своих существенных признаков, нужных для реалистического изображения.


Казалось бы, простая задача — изобразить «от себя» (по представлению), двух людей, связанных друг с другом единством действия или содержанием, выраженным в каком-либо несложном сюжете (например, мать с ребенком), — уже требует работы воображения.

Ведь может возникнуть очень много различных вариантов взаиморасположения и внутренней связи двух фигур, существенным образом влияющих на смысл и глубину содержания, то есть на выразительность изображения.

В поисках лучшего варианта необходимо их между собой сравнивать.

Здесь на помощь приходит набросок — легкий, обобщенный рисунок, исполняемый по воображению, как прикидка, как пробный эскиз, как беглая фиксация одного из вариантов художественного замысла (рисунок 1, 2, 3).

Когда художнику надо получить конкретный, зримый ответ на творческий замысел, особое значение приобретают основные признаки наброска — его обобщенность и лаконичность, которые со стороны воспринимаются как незаконченность. Между тем именно эта кажущаяся незаконченность наброска больше всего стимулирует дальнейшую деятельность художественного воображения, ведет автора к поискам большей выразительности.

Незавершенность наброска позволяет быстро и воочию убедиться в правильности найденного решения, в соответствии с его первоначальным замыслом и без особого труда вносить изменения, направленные в сторону улучшения. При этом намеченные исправления можно делать на том же наброске, чтобы сравнивать прежде сделанное с новым, измененным вариантом.

Известно, как технически трудно изменить какую-то часть законченного рисунка, передвинуть ногу или руку, немного повернуть фигуру или голову в другой ракурс, усилить движение фигуры и т. п.

В легко намеченном карандашом наброске эскизе это не представляет особого затруднения, так как нет необходимости стирать или уничтожать уже намеченное. Простое сравнение позволяет найти новый, более выразительный вариант решения художественного замысла. Преждевременная завершенность наброска эскиза мешает дальнейшей работе, тормозит воображение.

Количество возможных вариантов набросков эскизов и их художественное качество зависят от степени развития воображения, то есть способности комбинировать свои представления о ранее виденном и, критически подходя к сделанным вариантам наброска, находить в них самое ценное и удачное для решения общего замысла.

Вопросы, связанные с деятельностью художественного воображения, относятся к учебному курсу «Композиция». Мы, однако, считаем, что первые опыты учащихся в исполнении набросков по воображению должны и могут проводиться в классе рисунка на нескольких специально поставленных занятиях набросками эскизами. Это, естественно, требует координации в работе двух преподавателей — рисунка и композиции.

В классе рисунка можно показать учащимся разнообразные технические приемы, способы упрощения и облегчения работы над набросками эскизами, а также возможности и технику использования для этой цели различных графических материалов.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 1,543

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS