«Наброски с натуры. Наброски рисунков и их рисование»


Урок 2. Наброски с натуры. Наброски рисунков

Рисунок 1. Ю. Пименов. Набросок цветка. Перо. Тушь
Рисунок 1. Ю. Пименов. Набросок цветка. Перо. Тушь

Наброски с натуры. Набросок с натуры по наблюдению может быть осуществлен от начала и до конца при одном обязательном условии — абсолютной неподвижности натуры.

К неподвижно позирующей натуре в первую очередь, несомненно, можно отнести всю неживую натуру (в качестве примера можно привести следующие: отдельно стоящие предметы, различные произведения искусства, скульптурные изображения, архитектурные сооружения, всевозможные украшения, овощи, фрукты, цветы, деревья, определенные виды пейзажа, а также специально позирующую живую модель (имеется в виду человек) (рисунок 1, 2, 3, 4 — наброски рисунков).

Рисунок 2. Учебный набросок кресла. Уголь
Рисунок 2. Учебный набросок кресла. Уголь

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом, а также заказать портрет по фотографии.

Поскольку задачей набросков является только неполное обобщенное изображение натуры и рисующий работает относительно спокойно, то при условии, если задача выполнена, а натура еще неподвижна, можно перевести набросок в зарисовку и даже успеть сделать на полях листа дополнительные, более подробные зарисовки отдельных частей натуры и деталей, если в этом есть необходимость. В данном случае фактор времени положительно воздействует на характер работы.

Рисунок 3. А. Колчин. Набросок человека на коне. Фламастер
Рисунок 3. А. Колчин. Набросок человека на коне. Фламастер

Существенным образом меняется характер работы над наброском с натуры, если ее неподвижность условная, случайная и покой временный, то есть натура в любой, не. известный рисующему момент может передвинуться, изменить положение, поворот, выражение лица, жест и т. д. и даже вообще исчезнуть из поля зрения. Это часто бывает, когда приходится делать набросок со случайной живой модели (отдыхающий на скамейке бульвара может переставить ногу, переменить позу, подняться и уйти, спокойно сидящая собака начинает лаять и т. п.) (рисунок 4 Набросок людей).


Делая набросок (или зарисовку) пейзажа, нельзя быть уверенным, что состояние погоды и освещение не изменятся (подует ветер, гладкая поверхность воды покроется волнами, небо заволокут тучи).

Рисунок 4. Н. Жуков. Набросок людей. Перо, тушь
Рисунок 4. Н. Жуков. Набросок людей. Перо, тушь

В природе живая натура не позирует так, как это происходит в условиях мастерской художника или во время учебной работы в классе. Она живет своей жизнью, и ее естественная, временная неподвижность может сразу, и притом неожиданно для наблюдателя, превратиться в свою противоположность — в энергичное, быстрое движение.

Надо отметить, что в такой условной неподвижности живой модели, в правдивости ее спокойной позы подчас и заключается самая большая ценность для наблюдательного глаза художника. Наоборот, специально позирующая в одном положении живая модель всегда теряет в своей выразительности, так как во всякой позе есть нарочитость и искусственность. К тому же в конце концов наступает усталость, которая окончательно изменяет облик живой модели.

Поэтому, желая запечатлеть в наброске неподвижную живую непозирующую модель, рисующий все время настороже.

Рисунок 5. Набросок обнаженной девушки. Карандаш
Рисунок 5. Набросок обнаженной девушки. Карандаш

Сознание неопределенности и случайности имеющегося для работы времени вызывает понятное стремление использовать для наблюдения и для исполнения наброска каждую минуту, даже каждую секунду. Вероятно, этот неумолимо возникающий в большинстве случаев фактор времени и послужил причиной того, что слово «набросок» обычно сопровождается эпитетами: «короткий», «быстрый», «очень быстрый», «беглый», «стремительный» и даже «молниеносный».

Конкретной целью наброска является графически зафиксировать итог наблюдения. Но если времени достаточно, набросок рисунка перестает быть быстрым, хотя основные его признаки — неполнота и обобщенность реалистического изображения — остаются.

В условиях классных занятий, особенно в начале обучения наброскам, учащиеся всегда имеют достаточно времени и на наблюдение и на исполнение. Но вне класса время «работы над наброском может оказаться случайным и возможность одновременно наблюдать и рисовать (даже неподвижную натуру) может оборваться в любой момент. Тогда рисующий всегда старается быстрее выполнить свою задачу, нанести на лист типические и характерные признаки натуры.

Время наблюдения и время исполнения совпадают, «как бы накладываются одно на другое, и поэтому зрительное восприятие . натуры обостряется до чрезвычайности. Вопрос решает только активность первого восприятия, сосредоточенность и быстрота наблюдения. Требуется сразу же, не отвлекаясь на мелкие второстепенные и случайные подробности, схватить главное, самую суть предмета, и отобразить его на листе остро и выразительно, пользуясь минимальным количеством простых и емких графических средств.

Прежде всего необходимо быстро наметить несколькими уверенными штрихами (или тональными пятнами) место и размер будущего изображения — его абрис («абрис» — вспомогательная линия общих очертаний формы). По нему обобщенно или схематически следует нанести всю массу натуры (ее очертания) с учетом основных частей, конструкций, пропорций и движения.

Если натура еще сохраняет неподвижность (позирует), надо немедленно перейти к уточнению намеченного, внося то, что при первоначальном наблюдении натуры сразу определилось как общее и характерное, присущее только ей.

Вначале исполнение наброска как будто несколько задерживается, но при соблюдении логической последовательности в работе, даже если возможность наблюдения почему-либо прерывается, получается, хотя и неполное, но все же правильное решение задачи.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 5,091

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS