Урок 2. Наброски с натуры. Наброски рисунков
Наброски с натуры. Набросок с натуры по наблюдению может быть осуществлен от начала и до конца при одном обязательном условии — абсолютной неподвижности натуры.
К неподвижно позирующей натуре в первую очередь, несомненно, можно отнести всю неживую натуру (в качестве примера можно привести следующие: отдельно стоящие предметы, различные произведения искусства, скульптурные изображения, архитектурные сооружения, всевозможные украшения, овощи, фрукты, цветы, деревья, определенные виды пейзажа, а также специально позирующую живую модель (имеется в виду человек) (рисунок 1, 2, 3, 4 — наброски рисунков).
В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом, а также заказать портрет по фотографии.
Поскольку задачей набросков является только неполное обобщенное изображение натуры и рисующий работает относительно спокойно, то при условии, если задача выполнена, а натура еще неподвижна, можно перевести набросок в зарисовку и даже успеть сделать на полях листа дополнительные, более подробные зарисовки отдельных частей натуры и деталей, если в этом есть необходимость. В данном случае фактор времени положительно воздействует на характер работы.
Существенным образом меняется характер работы над наброском с натуры, если ее неподвижность условная, случайная и покой временный, то есть натура в любой, не. известный рисующему момент может передвинуться, изменить положение, поворот, выражение лица, жест и т. д. и даже вообще исчезнуть из поля зрения. Это часто бывает, когда приходится делать набросок со случайной живой модели (отдыхающий на скамейке бульвара может переставить ногу, переменить позу, подняться и уйти, спокойно сидящая собака начинает лаять и т. п.) (рисунок 4 Набросок людей).
Делая набросок (или зарисовку) пейзажа, нельзя быть уверенным, что состояние погоды и освещение не изменятся (подует ветер, гладкая поверхность воды покроется волнами, небо заволокут тучи).
В природе живая натура не позирует так, как это происходит в условиях мастерской художника или во время учебной работы в классе. Она живет своей жизнью, и ее естественная, временная неподвижность может сразу, и притом неожиданно для наблюдателя, превратиться в свою противоположность — в энергичное, быстрое движение.
Надо отметить, что в такой условной неподвижности живой модели, в правдивости ее спокойной позы подчас и заключается самая большая ценность для наблюдательного глаза художника. Наоборот, специально позирующая в одном положении живая модель всегда теряет в своей выразительности, так как во всякой позе есть нарочитость и искусственность. К тому же в конце концов наступает усталость, которая окончательно изменяет облик живой модели.
Поэтому, желая запечатлеть в наброске неподвижную живую непозирующую модель, рисующий все время настороже.
Сознание неопределенности и случайности имеющегося для работы времени вызывает понятное стремление использовать для наблюдения и для исполнения наброска каждую минуту, даже каждую секунду. Вероятно, этот неумолимо возникающий в большинстве случаев фактор времени и послужил причиной того, что слово «набросок» обычно сопровождается эпитетами: «короткий», «быстрый», «очень быстрый», «беглый», «стремительный» и даже «молниеносный».
Конкретной целью наброска является графически зафиксировать итог наблюдения. Но если времени достаточно, набросок рисунка перестает быть быстрым, хотя основные его признаки — неполнота и обобщенность реалистического изображения — остаются.
В условиях классных занятий, особенно в начале обучения наброскам, учащиеся всегда имеют достаточно времени и на наблюдение и на исполнение. Но вне класса время «работы над наброском может оказаться случайным и возможность одновременно наблюдать и рисовать (даже неподвижную натуру) может оборваться в любой момент. Тогда рисующий всегда старается быстрее выполнить свою задачу, нанести на лист типические и характерные признаки натуры.
Время наблюдения и время исполнения совпадают, «как бы накладываются одно на другое, и поэтому зрительное восприятие . натуры обостряется до чрезвычайности. Вопрос решает только активность первого восприятия, сосредоточенность и быстрота наблюдения. Требуется сразу же, не отвлекаясь на мелкие второстепенные и случайные подробности, схватить главное, самую суть предмета, и отобразить его на листе остро и выразительно, пользуясь минимальным количеством простых и емких графических средств.
Прежде всего необходимо быстро наметить несколькими уверенными штрихами (или тональными пятнами) место и размер будущего изображения — его абрис («абрис» — вспомогательная линия общих очертаний формы). По нему обобщенно или схематически следует нанести всю массу натуры (ее очертания) с учетом основных частей, конструкций, пропорций и движения.
Если натура еще сохраняет неподвижность (позирует), надо немедленно перейти к уточнению намеченного, внося то, что при первоначальном наблюдении натуры сразу определилось как общее и характерное, присущее только ей.
Вначале исполнение наброска как будто несколько задерживается, но при соблюдении логической последовательности в работе, даже если возможность наблюдения почему-либо прерывается, получается, хотя и неполное, но все же правильное решение задачи.