«Поэтапное рисование гипсовой головы человека карандашом или красками »


Урок 8-б. Поэтапное рисование гипсовой головы человека (Часть 2)

4. 4-я стадия рисунка гипсовой головы
4. 4-я стадия рисунка гипсовой головы

Четвертая стадия (рис. 4). В этой стадии идет дальнейшая углубленная проработка всей формы, ее детализация. Например, уточняется форма нижней челюсти, у носа строятся остальные мелкие поверхности,— лепится форма крыла, намечаются ноздри, уточняется толщина носа на всем его протяжении; строятся веки глаз, зрачки, форма круговой мышцы глаза и т. д. Тени усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы.

На нашем сайте вы можете купить картину маслом, для мэтого вам нужно зайти в раздел продажа картин. А если у вас возникло желание сделать своим близким прекрасный подарок и заказать портрет по фотографии, тогда вам необходимо перейти в рубрику портрет на заказ.

5. Законченный рисунок гипсовой головы
5. Законченный рисунок гипсовой головы

Пятая стадия (заключительная) (рис. 5) —самый ответственный этап работы перед завершением рисунка — наиболее углубленная детальная лепка формы с помощью светотени. В это время идет сравнение всех теней, полутеней и освещенных мест, окончательно моделируются поверхности формы, устраняется некоторая первоначальная схематичность. На последнем этапе рисунка следует добиваться возможно более полного сходства с моделью.

Завершается работа обобщением рисунка, приведением его к гармоническому целому. Это необходимо потому, что в результате детальной проработки некоторые части могли получиться мало связанными с общим, оказались слишком дробными, контрастными, излишне выпуклыми, а некоторые важные части оказались забитыми, стали почти незаметны.

Все это требует многократной проверки общего состояния рисунка, сравнивая его с моделью в целом. Кроме того, нужно позаботиться и о тональном единстве рисунка, уточнить относительную силу теней, полутеней, бликов, рефлексов, созвучие всех этих тонов и полутонов с фоном. Выполняя в этой последовательности рисунок, обучающийся идет с самого начала от общего к частному, от целого к деталям, а на завершающей стадии, обобщает рисунок, приводит его опять к целому, но уже обогащенному деталями.

После длительного рисунка с натуры рекомендуется повторить его по памяти. Для этого берется другой, уменьшенный формат бумаги и рисунок делается не детальный. В процессе рисования по памяти обучающийся встретится с рядом трудностей, например, память сохранила мало наблюденного материала от натуры, запомнились отдельные детали, но забыто основное, — большая форма и ее пространственное положение. В таких случаях очевидно, что учащийся лишь копировал натуру, форма не анализировалась, а механически срисовывалась., закономерности ее построения не были понятны; рисующий работал больше глазами и рукой, чем «головой».

Повторение рисунка по памяти — своеобразный самоконтроль. Обучающемуся становится ясно, что именно он понял, уяснил, а что просто скопировал; кроме того тренируется зрительная память. Для развития ее полезно проделывать специальные упражнения: ставить натуру на 5—10 минут, а затем убирать ее и делать рисунок по памяти. Такой рисунок, конечно, не будет очень детальным, так как наблюденного материала недостаточно, но в нем обязательно должен быть выразительно передан характер большой формы и положение ее в пространстве. Кроме рисования по памяти, необходимо систематически упражняться в рисовании «от себя», по представлению.

Предположим, вы нарисовали голову с натуры с поворотом в три четверти. Нарисуйте ее по представлению в другом повороте и несколько опущенной, или поднятой. Такие упражнения особенно помогают в творческой работе над композицией, где эскизы, как правило, делают по представлению, «от себя».


Чтобы лучше освоить строение формы головы, кроме длительных штудировок, полезны краткосрочные, более схематичные рисунки разнообразных положений формы по отношению к рисующему, где всё внимание сосредотачивается на построении «большой формы» в пространстве.

Эти упражнения надо выполнять как можно больше и чаще. Такое рисование закрепит знание головы, как объемной формы, поможет изображать ее «от себя», по представлению.

6. Наброски с гипсовой головы. Учебное упражнение
6. Наброски с гипсовой головы. Учебное упражнение

Пример такого учебного упражнения (рис. 6) —гипсовый слепок античной женской головы. Здесь два главных объема — голова и шея — находятся в сложной пластической взаимосвязи. Если форма головы яйцевидная, то шея ближе к цилиндрической, с небольшим изгибом. Взаимоположение этих форм постоянно, но в разных поворотах по отношению к рисующему, их роль и положение в пространстве изменяется.

После подобных рисунков с натуры рекомендуется нарисовать «от себя» эту же натуру, но в новых положениях. Приобретая все больше и больше навыков в построении схемы головы, постепенно ограничивают применение вспомогательных линий с тем, чтобы потом совершенно от них отказаться. В дальнейшем будет достаточно их лишь вообразить, сделав движение карандашом в воздухе около бумаги. И только в случае, когда увязка деталей никак не дается, можно наметить линию построения.

Привычка к вспомогательным линиям часто приводит к тому, что рисующий возводит целые «строительные леса», чтобы построить форму, а характер этой формы так и не схватит потому, что слишком занят «топографическими» вычислениями мест деталей. Схемой построения надо пользоваться не как каркасом, на котором строится форма головы, а как средством проверки правильности построения; срединную и поперечные линии лица, схему носа, глаза и пр. надо уметь вообразить. Исключение можно сделать только для крестовины: ею можно пользоваться в самой первой стадии рисования для определения наклона и поворота головы.

Вернуться к первой части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (9 голосов, средний: 4.44 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 24,422

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS