Урок 9-а. Как рисовать портрет. Рисование головы живой модели (Часть 1)
После того как обучающийся, рисуя гипсовые головы, усвоил закономерности строения формы и стал хорошо ориентироваться в построении различных пространственных положений головы, можно переходить к рисованию с живой модели.
Гипсовые головы не окрашены, они целиком белые, поэтому разница по светосиле отдельных участков их зависит исключительно от места и силы источника света. Голова живого человека по-разному окрашена (волосы, глаза, кожа). Для рисования гипсов вполне достаточно средств света и тени с их градациями: при рисовании живой головы прибавляется тональная разница по светлоте волос, глаз, разных участков кожи и т. п.
В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину, созданную в масляной технике живописи на холсте, для этого необходимо перейти в раздел продажа картин. А если у вас возникло желание сделать своим близким прекрасный подарок и заказать портрет по фотографии, тогда вам следует зайти в раздел портрет на заказ.
Гипсовые головы — это слепки со скульптур великих художников, которые проделали большую работу по отбору и выявлению самого главного в модели. Характер общей формы и основные детали в меру подчеркнуты, например волосы обобщены в пряди, композиционно связанные в одно целое.
Рисуя живую натуру, каждый художник должен сам проделывать такой отбор и обобщение. Невозможно и не нужно рисовать каждый волос на голове, но необходимо показать характер формы волос в целом, отнесясь к ним как к своеобразной шапке, облегающей череп, имеющей определенную толщину, форму, плотность.
Переходя к рисованию живой модели, обучающемуся необходимо увеличить количество кратковременных набросков — с натуры, по памяти и по представлению. Такие наброски помогут быстрее схватывать и острее воспринимать характер натуры. Надо приучиться каждый длительный рисунок начинать с кратковременного наброска. Это помогает хорошо расположить рисунок на бумаге и уяснить общий характер формы. В процессе длительного рисунка полезно также сделать несколько кратковременных набросков этой же модели, но с других точек наблюдения: рисуя голову в фас, нужно чувствовать ее профиль и, наоборот.
Как мы уже говорили, лица обыкновенно бывают не симметричными. Эта асимметрия иногда выражена ярко, иногда едва уловима. Если внимательно присмотреться к модели, мы увидим, что каждый из пары глаз имеет свой оттенок в выражении, левый угол рта чем-то отличается от правого, брови различно поднимаются и опускаются и т. д. Эту асимметричность важно уловить при передаче индивидуального сходства, психологического состояния.
Но чрезмерное подчеркивание асимметрии в рисунке ведет к разрушению построения головы, к карикатурности.
Последовательность длительного рисунка головы живой натуры та же, что и для гипсов, но добавляется забота о тональной моделировке формы. К тональной характеристике следует приступить как можно раньше — имеется в виду не полная тональная проработка какой-либо части рисунка, а учет силы тона в разных местах. Практически это значит, что строя рисунок, надо соразмерять силу штриха или пятна с тоном данного места в натуре. Может быть, в начальной стадии это будет взято не в полную силу, а только намеком, — например, волосы будут несколько темнее кожи и т. п.
Строя рисунок, надо учитывать, что живая модель не может оставаться неподвижной во все время позирования — голова более или менее будет изменять свое положение.
Однако это не значит, что нужно все время менять построение рисунка, следуя за натурой. Надо выбрать определенное положение головы и строить его, хотя в какой-то момент это положение в натуре несколько изменилось.
Главное внимание должно быть направлено на внутреннюю связь частей формы, на их гармоническую цельность.
На рис. 1 показано упражнение в рисовании головы живой модели в трех различных положениях. Левый рисунок оставлен в начальной стадии проработки — построена большая форма головы с ее характерными особенностями. Тональные отношения только намечены легкой тушевкой. Два других рисунка проработаны детальнее, тональной характеристике уделено больше внимания.
Голова старика с седыми волосами нарисована углем (рис. 2). Сначала штрихи протирались, растушевывались, затем светлые места были выбраны резиной, а темные усилены штриховкой.
Рис. 3 может служить примером отличного выполнения учебного задания. В нем хорошо прочувствована и выражена общая форма головы, детали в меру проработаны. Для рисунка характерна целостность и выразительность. Тональные задачи решены так, что не заслоняют конструктивной основы формы.
Рис. 4 представляет краткосрочное учебное упражнение в рисовании одного из ракурсных положений головы.
2 комментария к “Урок 9-а. Как рисовать портрет. Рисование головы живой модели (Часть 1)”
спасибо! подробное описание я смогла нарисовать,а то никак не получалось...:)
Ольга Владимировна пользуйтесь на здоровье!
У меня еще будут статьи по рисованию животных, а также законы перспективы и золотого сечения. Статьи постоянно пополняются, поэтому, милости просим, заходите ко мне на огонек