«Как рисовать портрет. Рисование головы живой модели»


Урок 9-а. Как рисовать портрет. Рисование головы живой модели (Часть 1)

1. Три положения головы. Учебный рисунок
1. Три положения головы. Учебный рисунок

После того как обучающийся, рисуя гипсовые головы, усвоил закономерности строения формы и стал хорошо ориентироваться в построении различных пространственных положений головы, можно переходить к рисованию с живой модели.

Гипсовые головы не окрашены, они целиком белые, поэтому разница по светосиле отдельных участков их зависит исключительно от места и силы источника света. Голова живого человека по-разному окрашена (волосы, глаза, кожа). Для рисования гипсов вполне достаточно средств света и тени с их градациями: при рисовании живой головы прибавляется тональная разница по светлоте волос, глаз, разных участков кожи и т. п.

В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину, созданную в масляной технике живописи на холсте, для этого необходимо перейти в раздел продажа картин. А если у вас возникло желание сделать своим близким прекрасный подарок и заказать портрет по фотографии, тогда вам следует зайти в раздел портрет на заказ.

Гипсовые головы — это слепки со скульптур великих художников, которые проделали большую работу по отбору и выявлению самого главного в модели. Характер общей формы и основные детали в меру подчеркнуты, например волосы обобщены в пряди, композиционно связанные в одно целое.

Рисуя живую натуру, каждый художник должен сам проделывать такой отбор и обобщение. Невозможно и не нужно рисовать каждый волос на голове, но необходимо показать характер формы волос в целом, отнесясь к ним как к своеобразной шапке, облегающей череп, имеющей определенную толщину, форму, плотность.

Переходя к рисованию живой модели, обучающемуся необходимо увеличить количество кратковременных набросков — с натуры, по памяти и по представлению. Такие наброски помогут быстрее схватывать и острее воспринимать характер натуры. Надо приучиться каждый длительный рисунок начинать с кратковременного наброска. Это помогает хорошо расположить рисунок на бумаге и уяснить общий характер формы. В процессе длительного рисунка полезно также сделать несколько кратковременных набросков этой же модели, но с других точек наблюдения: рисуя голову в фас, нужно чувствовать ее профиль и, наоборот.

Как мы уже говорили, лица обыкновенно бывают не симметричными. Эта асимметрия иногда выражена ярко, иногда едва уловима. Если внимательно присмотреться к модели, мы увидим, что каждый из пары глаз имеет свой оттенок в выражении, левый угол рта чем-то отличается от правого, брови различно поднимаются и опускаются и т. д. Эту асимметричность важно уловить при передаче индивидуального сходства, психологического состояния.

Но чрезмерное подчеркивание асимметрии в рисунке ведет к разрушению построения головы, к карикатурности.

Последовательность длительного рисунка головы живой натуры та же, что и для гипсов, но добавляется забота о тональной моделировке формы. К тональной характеристике следует приступить как можно раньше — имеется в виду не полная тональная проработка какой-либо части рисунка, а учет силы тона в разных местах. Практически это значит, что строя рисунок, надо соразмерять силу штриха или пятна с тоном данного места в натуре. Может быть, в начальной стадии это будет взято не в полную силу, а только намеком, — например, волосы будут несколько темнее кожи и т. п.

Строя рисунок, надо учитывать, что живая модель не может оставаться неподвижной во все время позирования — голова более или менее будет изменять свое положение.


Однако это не значит, что нужно все время менять построение рисунка, следуя за натурой. Надо выбрать определенное положение головы и строить его, хотя в какой-то момент это положение в натуре несколько изменилось.

Главное внимание должно быть направлено на внутреннюю связь частей формы, на их гармоническую цельность.

2. Голова старика. Учебный рисунок углем
2. Голова старика. Учебный рисунок углем

На рис. 1 показано упражнение в рисовании головы живой модели в трех различных положениях. Левый рисунок оставлен в начальной стадии проработки — построена большая форма головы с ее характерными особенностями. Тональные отношения только намечены легкой тушевкой. Два других рисунка проработаны детальнее, тональной характеристике уделено больше внимания.

3. Учебный рисунок головы
3. Учебный рисунок головы

Голова старика с седыми волосами нарисована углем (рис. 2). Сначала штрихи протирались, растушевывались, затем светлые места были выбраны резиной, а темные усилены штриховкой.

4. Краткосрочный учебный рисунок головы
4. Краткосрочный учебный рисунок головы

Рис. 3 может служить примером отличного выполнения учебного задания. В нем хорошо прочувствована и выражена общая форма головы, детали в меру проработаны. Для рисунка характерна целостность и выразительность. Тональные задачи решены так, что не заслоняют конструктивной основы формы.

Рис. 4 представляет краткосрочное учебное упражнение в рисовании одного из ракурсных положений головы.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 5,082

2 комментария к “Урок 9-а. Как рисовать портрет. Рисование головы живой модели (Часть 1)”

  • Ольга Владимировна
    6 января, 2011, 15:18
    Цитировать

    спасибо! подробное описание я смогла нарисовать,а то никак не получалось...:)

  • admin
    8 января, 2011, 15:31
    Цитировать

    Ольга Владимировна пользуйтесь на здоровье! :) У меня еще будут статьи по рисованию животных, а также законы перспективы и золотого сечения. Статьи постоянно пополняются, поэтому, милости просим, заходите ко мне на огонек

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS