«Поэтапное рисование гипсовой головы человека»


Урок 8-а. Поэтапное рисование гипсовой головы человека (Часть 1)

Итак обязательное условие рисования — последовательный плановый ход работы над рисунком. Совершенно неправильно работать по частям, рисуя сначала, например, глаза, потом нос и т. д., или «перескакивать» с детали на деталь. В результате такого метода целостного изображения не будет.

Цельность видения модели и цельность изображения ее — одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска.

Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрировать внимание на большой форме головы и выяснить ее характерные особенности.

На нашем сайте вы можете купить картину маслом, для этого вам нужно зайти в раздел продажа картин. Также в нашем художественном магазине осуществляется услуга портрет на заказ с фотографии, для того что бы заказать портрет нажмите на ссылку.

Как понимать характер формы? Н. В. Гоголь пишет: «Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх». Голова удлиненная, круглая, приплюснутая и т. д. — вот это и есть характер большой формы.

5. Законченный рисунок гипсовой головы
5. Законченный рисунок гипсовой головы

Итак, рисующий, всматриваясь в модель, видит, что голова, скажем, удлиненных пропорций; в верхней мозговой части черепа она широкая, а к подбородку суживается. Положение головы также уяснено; она несколько поднята и повернута вправо (рис. 5). Пока этих наблюдений вполне достаточно.

Перед началом рисования необходимо наметить композиционное расположение рисунка на листе бумаги. Для рисунка головы целесообразно брать формат не более ½ и не менее стандартного листа. Что касается размера изображения, то он должен согласоваться с размером бумаги, т. е. изображению не должно быть «тесно» в листе, но не следует оставлять и слишком больших полей. Как правило, рисунок головы располагается немного выше центра листа.

Движение или поворот модели в сторону заставляет немного сдвинуть в сторону и изображение, в целях композиционного равновесия.

Решая композиционное расположение, рекомендуется сделать несколько предварительных набросков на маленьких листах и когда соотношение рисунка с форматом бумаги будет найдено, можно приступить к длительному рисунку.

1. 1-я стадия рисунка гипсовой головы
1. 1-я стадия рисунка гипсовой головы

Первая стадия (рис. 1). Намечаем композиционное расположение рисунка, приблизительно наносим пропорции головы, включая шею,— сначала засечками по краям ее, затем рисуем овал с крестовиной. Крестовина дает возможность уже на начальной стадии наметить пространственное положение всего, объема. Благодаря ей видна степень поворота головы в сторону, видно насколько она поднята вверх. Далее приблизительно намечается «ребро» формы, передний план, откуда поверхности направляются в глубину, и место, где лицевая поверхность переходит в боковую. Последняя находится в тени и покрывается легкой штриховкой.

2. 2-я стадия рисунка гипсовой головы
2. 2-я стадия рисунка гипсовой головы

Вторая стадия (рис. 2). Уточняются пропорции всего объема головы и отношение величины мозгового черепа к величине лицевого. В данном пространственном положении нижняя лицевая часть видна вся; мозговая из-за приподнятого положения головы сокращена. При этом лобная, височная и особенно теменная кости подверглись наибольшему сокращению.

Далее уточняется изгиб срединной линии. Особенно важно точно определить взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. На рисунке видно, что подбородок выдвинут вперед (вправо), а середина лба — в глубину (влево). Уточняется изгиб поперечной линии, т. е. взаимоположение глаз, скул, ушей и затылка по горизонтали.


Линия эта выгнута дугой так, что выше всего она в области ближнего глаза; дальний глаз несколько ниже. Скула направляется в глубину и вниз к уху. Мочка уха опущена ниже основания носа, затылочный бугор еще ниже. Уточняется разграничение лицевой поверхности от боковой — краем виска, углом скулы и подбородка. Намечаются края надбровных дуг, основания носа, разреза рта, уха. Определяется величина глазных полушарий, носа, длина губ.

Таким образом, в этой стадии идет уточнение общей формы головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Следовательно, смотреть нужно на весь объем в целом и, намечая одну деталь «держать в глазу» и остальные, особенно парные, симметричные. Весь объем в этой стадии намечается несколькими основными поверхностями.

3. 3-я стадия рисунка гипсовой головы
3. 3-я стадия рисунка гипсовой головы

Третья стадия (рис. 3). Продолжается дальнейший, более углубленный анализ формы. Точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазничными впадинами и т. д.

Не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у черепа намечены лишь основные поверхности, образующие форму, то и нос на этом этапе должен быть уточнен лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей; пусть форма его будет пока несколько геометрична, но она уже должна носить индивидуальный характер.

Теперь своевременно определить высоту горбинки и ширину носа у основания и кончика, величину крыльев. У губ также намечаются основные направления поверхностей (в том числе толщина); что касается глаза, то теперь более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век. У нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы... Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Строя объем, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям. Это хорошо помогает познанию конструктивной формы. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше.

Этим надо руководствоваться и при прокладке светотени — не просто копировать усветления и утемнения, наблюдаемые в натуре, а сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема; только в этом случае процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным.

На описываемом этапе легкой штриховкой намечаются самые основные тени.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (7 голосов, средний: 4.14 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 31,147

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS