Урок 9-б. Как рисовать портрет. Рисование головы живой модели (Часть 2)
В предыдущих главах были определены цели и задачи рисунка при обучении в специальных художественно-промышленных учебных заведениях, причем указывалось, как важно для обучающегося развить у себя декоративное мышление и в то же время овладеть объемно-пространственным пониманием формы.
Но, если на первом этапе обучения главной задачей было приобрести умение изображать реальную форму по законам перспективы, анатомии, светотени, лишь с некоторым уклоном в декоративность, то на втором этапе ставится задача более активного претворения этой формы в декоративную.
В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину, созданную в масляной технике живописи на холсте, для этого необходимо перейти в раздел продажа картин. А если у вас возникло желание сделать своим близким прекрасный подарок и заказать портрет по фотографии, тогда вам следует зайти в раздел портрет на заказ.
Прекрасным примером такого решения служит фрагмент древнерусской монументальной живописи (рис. 21). Изображение здесь рассчитано на восприятие с большого расстояния, откуда не видны или искажаются мелкие детали.
Умение учитывать пространственные ситуации учащемуся необходимо развивать еще в процессе учебы.
Ниже приведены упражнения на обобщенное тональное решение рисунка отмывкой одноцветной акварелью со строго ограниченным количеством тонов (3—4 тона).
Рис. 5 сделан четырьмя тонами коричневой акварели после длительного рисования натуры карандашом, когда учащийся уже достаточно изучил данную модель. Упражнение выполняется в такой последовательности: сначала контурной линией прорисовываются все границы каждого из четырех тонов; границы эти не всегда соответствуют тоновой градации в детальном рисунке. Нельзя механически, через кальку, скопировать границы объемного детального рисунка, так как отсутствие градации полутонов, смягчающих переходы отсвета к тени, заставляет «границы» тонов несколько передвигаться; некоторые углы сглаживаются, некоторые обостряются. После того как контуром обрисованы все тона, надо найти степ-ень насыщенности каждого из них.
Для этого делается несколько пробных заливок на эскизах.
По такому же принципу выполнен рис. 6. Сложнее задача однотонного изображения. Для рисунков такого рода требуется очень четкое контрастное освещение. Полутона при этом частью относятся к освещенной области натуры, а частью к затемненной. Граница тени приобретает еще большее значение, и обрисовка ее представляет большую трудность. Чем меньше изобразительных средств применяет художник, тем сложнее задача.
Еще труднее силуэт. Здесь совсем мало средств для передачи характерных свойств натуры. К числу упражнений такого рода относится работа художника Чехонина (рис. 7).
Этим методом пользуются художники, работающие в области черни по серебру, или миниатюристы при росписи силуэтом.
Следующие иллюстрации показывают разнообразный подход к рисованию головы.
Рис. 8 — автопортрет Леонардо да Винчи очень живо и выразительно передает образ гениального художника-мыслителя. Голова выполнена линейными и свето-теневыми средствами.
В рис. 9 Гольбейна решены тональные и отчасти декоративные задачи. Здесь лаконичность общей формы не нарушается даже очень тонкой моделировкой, тактичным акцентированием главных тоновых нажимов. Все это приближает рисунок к декоративной миниатюре.
Рис. 10 М. А. Врубеля — пример мастерского владения формой Цельность объема сочетается здесь с углубленной детальной проработкой рельефа.
Набросок головы работы итальянского художника XVIII века Тьеполло (рис. 11) сделан как бы «одним дыханием». Лаконичными средствами передана поза (движение), экспрессия лица.
Рис. 12 принадлежит бельгийскому скульптору XIX века Менье. Нарочитая «грубоватость» и суровость средств выражения хорошо согласуется с образом сильного мужественного рабочего.
Рис. 13 И. Е. Репина иллюстрирует типично «живописный» тоновой подход к рисунку.
Автор виртуозного рисунка пером (рис. 14) —шведский художник начала XX века Цорн дает острую характеристику персонажа. Объемность большой формы здесь очень четко выявлена.
Рис. 15 Г. Верейского (тушь, щетинная кисть) интересен экономностью средств выражения.
Очень лаконичен и «крепок» по форме рисунок Микелаиджело (рис.16).
В линейном рисунке Рафаэля (рис. 17) «большая» форма вылеплена лишь с легким намеком на светотень.
Линейный рисунок французского художника XIX века Э. Мане (рис. 18) сделан с несколько большим акцентом на тон.
Рис. 19 Микеланджело — деталь декоративной росписи Сикстинской капеллы. Это прекрасный образец решения объемно-пространственных задач в декоративном плане.
Близок к декоративному решению рис. 20 — «Фаюмский портрет» (I век до н. э.), где, благодаря смелой решительной подаче главнейшего, зритель сразу остро воспринимает очень жизненный образ.