«Анатомическая фигура человека. Как рисовать человека»


Урок 11-а. Анатомическая фигура человека «экорше» (Часть 1)

1. А. Дюрер. Пропорции женской фигуры
1. А. Дюрер. Пропорции женской фигуры

Переходя к рисованию всей фигуры, мы сталкиваемся с многими сложными задачами. Особую трудность и важность приобретает здесь точное определение пропорций частей. Например, если размер головы по вертикали меньше 1/8 высоты всей фигуры, то рост человека кажется высоким, и наоборот — с увеличением размера головы до 1/6 высоты фигуры и более, рост человека воспринимается как низкий.

На страницах этого сайта вы можете купить картину, созданную в различных техниках живописи, таких как маслом, акварелью, акрилом и карандашами, более подробно смотрите раздел продажа картин. А если у вас возникло желание преподнести своим друзьям или родственникам незабываемый подарок и заказать портрет по фотографии, тогда вам нужно зайти в раздел портрет на заказ.

2. Микеланджело. Мужская фигура
2. Микеланджело. Мужская фигура

Пропорции женской фигуры (рис. 1) иные чем мужской (рис. 2): длина торса по отношению к длине ног обыкновенно больше, т. е. если у мужчины лонное сочленение делит фигуру, примерно, на две равные части по высоте, то у женщин верхняя половина несколько больше нижней. У мужчин ширина плечевого пояса больше, а тазового меньше относительно роста, у женщин — наоборот. У детей относительная величина головы очень большая и тем больше, чем они моложе, и т. д.

3. Микеланджело. Рисунок торса
3. Микеланджело. Рисунок торса

Изучение пропорций полезно для художников. В различные эпохи существовали различные представления о красоте человеческого тела и, следовательно, менялись каноны пропорций. Наиболее популярны были античные греческие каноны, но и они менялись в разные эпохи развития греческой культуры.

Рисуя слепки античных образцов, основательно изучая их пропорции, надо иметь в виду, что в жизни такие фигуры встречаются редко.

Индивидуальные особенности или характер формы каждой фигуры в значительной степени зависят от ее пропорций. Таким образом, знакомство с канонами может оказать пользу в том смысле, что учащийся будет знать, какую часть тела с какой сравнивать, чтобы установить пропорции каждой данной модели в отличие от канонизированной фигуры.

Мы знаем, что человек, двигаясь, принимает бесчисленное множество различных положений или поз. Человек находится всегда в движении,— статичных, в полном смысле неподвижных поз нет. Это относится и к скульптурным изображениям; изваяния великих мастеров полны жизни и движения. Если, тем не менее, употребляется выражение «статичная» или спокойная поза, то под этим подразумевается не неподвижность, а равновесие масс, равновесие движений и т. п. в отличие от динамических поз, где движение ярко выражено, ясна его направленность и сила.

Существенным моментом в изучении фигуры является вопрос о равновесии. Тело человека, всегда стремится принять положение устойчивого равновесия. Если у человека центр тяжести находится над главной опорой, то равновесие фигуры устойчивое. Если центр тяжести переместится в сторону, то фигура будет двигаться или падать в эту же сторону.

Бег, например, можно условно представить как вынесение туловища, следовательно и центра тяжести вперед; при этом, чтобы не упасть, надо быстро подставлять вперед то одну, то другую ногу. Чем больше наклонено туловище вперед, тем быстрее приходится делать шаги — быстрее бег, больше динамики. Не учитывая этого, невозможно изобразить бегущего, как бы широко не стараться расставить на рисунке ноги, увеличивая шаг.


У сидящего человека площадь опоры большая — тут вопрос о равновесии менее существенен. Когда человек стоит с упором на обе расставленные ноги, то центр тяжести находится над серединой площади опоры, т. е. между стопами. У модели, стоящей с упором на одну ногу центр тяжести должен находиться над стопой этой ноги. Если при этом торс более или менее вертикален, точка опоры будет находиться под яремной ямкой (на одной вертикали).

Если торс наклонен вперед, назад или вбок, яремная ямка может отодвинуться от вертикали, проведенной через точку опоры.

Нам уже приходилось пользоваться вертикалью при построении рисунков. Для рисования стоящей фигуры она особенно нужна.

Неопытные рисовальщики прибегают к следующему приему: помещают перед глазами отвес, проводят на бумаге вертикаль и начинают отсчет расстояний отдельных частей или пунктов модели от отвеса и этих же пунктов в рисунке— от вертикали. Такой прием совершенно неправилен. Никакое механическое прорисовывание к вертикали частей фигуры не может передать сути данного движения или позы. Кроме того, детали в этом случае обязательно будут разобщены, их не удастся привести к единству, а только оно и может выразить характер данного движения тела.

Вертикаль на бумаге или отвес на натуре — это лишь ориентиры, нужные на первой стадии рисунка, чтобы выяснить взаимоположение основных массивов тела по отношению к опоре и только.

4. Законченый рисунок экорше фигуры человека
4. Законченый рисунок экорше фигуры человека

Разберем рис. 4. Натурой взята анатомическая мужская фигура в спокойной позе, с опорой на одну ногу; другая нога ослаблена и согнута в колене. Голова несколько опущена и повернута в профиль. Торс выгнут назад и повернут в три четверти. При этом плечи по сравнению с тазом несколько развернулись к зрителю. Таким образом, таз, грудная клетка и плечи немного «свинчены», находятся в разных плоскостях; ближний бок торса сжат, дальний— растянут, яремная ямка приходится над серединой стопы, в области ладьевидной кости.

Все это надо рассмотреть, т. е. постараться уяснить себе движение, позу фигуры, а следовательно, и положение основных объемов или массивов; полезно при этом осмотреть натуру и с других сторон. Только после этого можно начинать рисунок.

5. Начало построения рисунка экорше фигуры человека
5. Начало построения рисунка экорше фигуры человек

Определяя композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикаль. Затем намечаем главное движение фигуры. Здесь оно представляется дугообразным— середина фигуры сильно отодвинулась от вертикали вперед (влево от зрителя). Намечается высота таза, размер торса, высота плеч, размер головы, высота лонного сращения и длина стопы. Сопоставляется ширина фигуры в плечах, в торсе, в тазу (рис. 5). Эти первоначальные линии должны быть намечены так, чтобы уже в первой стадии они служили конструктивной основой данного движения. Затем уточнение пропорций и форм объемов. При этом все время сопоставляется одно с другим: рисуя одно плечо, необходимо смотреть на другое, выясняя одновременно направление линии плеч по отношению к тазу, голове и т. д. Рисуя, например, голову, надо смотреть и па плечи, и на торс, и на ноги, а главное — на всю фигуру, беря величину каждой части по отношению к целому.

И в натуре, и на рисунке надо уметь всегда видеть всю фигуру в целом.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 5,524

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS