Урок 13-в. Как нарисовать человека. Рисование живой модели (Часть 3)
Однако длительными рисунками не исчерпывается учебный процесс. Наряду с ними обязательны систематические упражнения в быстрых набросках с натуры. Они не менее важны. В набросках обостряется восприятие; здесь надо быстро «схватить» главное, подать его остро, выразительно. Ограниченность времени заставляет смотреть на натуру цельно, не отвлекаясь на детали, «ловить» самое характерное.
Неопытные рисовальщики, делая наброски, часто идут по неправильному пути, стараясь за короткое время зарисовать как можно больше подробностей данной натуры. В результате набросок получается неудачным. В нем все будет приблизительно. Спешка заметно скажется на качестве рисунка.
В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину недорого маслом на холсте, примеры работ художника Ирины Панариной-Сильвестровой можно увидеть в разделе «продажа картин», также на нашем сайте предоставлятся услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».
Поэтому в набросках, как правило, ставится каждый раз одна основная задача, например, передать движение фигуры (рис. 17 и 18), или зарисовать понравившееся освещение натуры и т. д. Когда подходишь к наброску, четко понимая поставленную перед собой цель, когда все внимание сосредоточено на достижении этой цели, то видишь натуру остро именно с этой «точки зрения».
Длительность набросков может быть разная — от 1 до 20—30 минут. Особенно важны короткие, 5—7-минутные наброски.
Материал здесь нужно выбирать в зависимости от задачи. Для набросков хороши и очень мягкий карандаш, кисть (рис. 19) и черная тушь, перо (рис. 20), разбавленная тушь, уголь, сангина.
Наряду с рисованием непосредственно с натуры и по памяти, обязательны упражнения в рисовании по представлению или, как говорят, «от себя». Работа по созданию композиции опирается на умение рисовать именно по представлению. Трудно подобрать натуру, которая соответствовала бы задуманной теме; невозможно поставить натурщика в нужную для композиции позу так, чтобы поза эта была естественной, особенно в сильном движении. Тут и приходит на помощь умение рисовать без натуры, мысленно представляя себе положение или движение фигуры.
Рис. 21 — лист учебного упражнения в рисовании на заданную тему (бег). Наброски скелета в положении быстрого бега сделаны с целью понять конструктивное построение позы. Конечно, это только первые шаги, проба. Чтобы довести до конца работу над построением движения фигуры, потребуются добавочные наблюдения. Полезно, например, сходить на стадион и там внимательно изучить натуру, сделать наброски. После этого работа пойдет успешнее.
Ниже мы приводим рисунки крупных мастеров, чтобы показать все разнообразие возможностей подхода к рисованию фигуры человека: Обучающиеся должны постоянно изучать рисунки известных художников и, анализируя их, научиться видеть зависимость средств выполнения рисунка от цели, которую преследовал автор.
В рисунке К. Брюллова (рис. 22), сделанном по представлению, содержание выражено напряженной позой фигуры. Рисунок выполнен очень скупыми линейными средствами. Здесь хорошо видна роль срединной линии торса в построении связей форм тела.
В энергичном наброске Микеланджело (рис. 23) объемно-пространственные положения форм ясно выражены линейными средствами.
В рисунке А. Дюрера (рис. 24) видно, какое большое внимание уделил художник пространственному соотношению форм тела, особенно вороту головы и грудной клетки по отношению к тазу. Для большей ясности грудная клетка заключена в геометрическую форму.
В наброске Рембрандта (рис. 25) очень выразительно передано движение фигуры. В отличие от предыдущих рисунков здесь в полную силу решаются светотеневые отношения.
Тициан в наброске пером (рис. 26) изобразил фигуру в сильном движении. Основные пятна света и теней лишь намечены лепкой штриховкой.
Работы В. А. Серова! (рис. 27) и И. Корина (рис. 28) могут служить образцами длительных учебных рисунков с натуры, цель которых — всестороннее изучение объемно-пластических свойств фигуры человека.
Отличные рисунки Ал. Иванова (рис. 29—32) — образцы познавательного рисунка с натуры. Форма в них объемная, четко пролепленная, без погони за внешней иллюзорностью.
В рисунке 33 Фрагонара художника особенно интересовала передача характера материала тональными и живописными средствами.
Портретный рисунок Энгра (рис. 34) выполнен линейными средствами. Гоном лишь усилены глаза и немного волосы.
Рисунки Гольбейна (рис. 35, 36) — пример линейно-объемных рисунков, служивших подсобными для живописи.
Раздел программы рисунка) — «Фигура человека» самый продолжительный по времени — он преподается обыкновенно в течение нескольких лет.
За это время, как минимум, нужно выполнить три-пять длительных рисунков с гипсовых слепков фигуры, 10—15 длительных рисунков с живой — обнаженной и одетой фигуры, целый ряд упражнений по за рисовке отдельных частей фигуры, большое количество краткосрочных рисунков длительностью от 30 минут до 8—10 часов, и ежедневно упражняться в набросках с фигуры.
Кроме этого, делаются рисунки по памяти и по представлению.