Урок 14. Как рисовать животных
Формы животных и птиц очень сложны, и для рисования их необходимо предварительно ознакомиться с их анатомическим строением. Однако основательно изучить пластическую анатомию нескольких животных и птиц одновременно очень трудно. Известную помощь может оказать знание пластической анатомии человека; оно до некоторой степени будет служить основой, так как строение скелета и мышечный покров животных и человека не имеют принципиальных различий.
Разница строения заключается главным образом в пропорциях костей, в большей или меньшей развитости отдельных участков мышечного покрова. Основные части скелета: позвоночник, грудная клетка, кости передних и задних конечностей (у человека соответственно верхних и нижних конечностей), череп, кости таза, лопатки имеются и у тех, и у других. Правда, у человека есть ключицы, а у животных их нет, за редким исключением (обезьяны, медведи). У большинства животных удлинены кости, соответствующие костям кисти руки и стопы человека.
В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину недорого маслом на холсте, примеры работ художника Ирины Панариной-Сильвестровой можно увидеть в разделе «продажа картин», также на нашем сайте предоставлятся услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».
Различие в пропорциях костей животных наглядно показано в таблице, составленной скульптором В. А. Ватагиным (рис. 1). Здесь видно, что у животных все основные кости скелета те же, что и у человека, но относительная величина их различна. Сравнивая передние конечности ряда животных между, собой, легко установить, что у лошади плечевая кость относительно короткая, а кости предплечья и кисти, наоборот, удлиненные, отчего локтевой сустав поднят высоко. У обезьяны он значительно ниже. То же относится и к задним конечностям. Принцип их строения одинаков, а относительная длина различна, колено и особенно пятки у лошади подняты высоко, у собаки и обезьяны они значительно ниже (рис. 2).
В отличие от человека, большинство животных при ходьбе опирается на фаланги пальцев, а копытные — только на ногти (копыта).
Конечно, при углубленном изучении животных возникает необходимость более основательно познакомиться с анатомическим строением хотя бы двух-трех видов животных и птиц. Тогда будет значительно легче ориентироваться в анатомическом строении большинства остальных животных.
Без знания хотя бы в общих чертах пластической анатомии животных рисование не будет профессиональным. Срисовывание внешнего вида животного без предварительного построения его конструктивной основы не дает знаний, а следовательно, и умения нарисовать от себя или по памяти. Всякое движение животного — это в первую очередь определенное взаимоперемещение костей и состояние мышц, приводящих кости в движение (рис.3).
Зарисовка частей тела должна сопровождаться конструктивным, т. е. анатомическим построением. Например, рисуя крыло птицы, необходимо сначала построить схему скелета крыла, а потом уже располагать группы перьев.
Таким образом перед рисованием живой натуры полезно зарисовать скелет животного и его экорше.
Как же изучать и рисовать животных?
Если ходить с альбомом и зарисовывать всех попадающихся животных, то таких набросков могут собраться сотни, но знаний это почти не даст.
Конечно, известная польза от таких набросков есть, — развивается глаз, рука становится послушнее, кругозор расширяется, но этого мало.
Изучая животное, нужно ставить себе ограниченную задачу, а выполнять ее как можно основательнее. Например, предстоит изучить один вид животного, скажем, лошадь (рис. 4 и 5). Внимание изучающего и концентрируется на этом виде. Детально зарисовываются отдельные части: голова в двух-трех положениях, передняя и задняя ноги в согнутом и выпрямленном положении. Далее делаются наброски лошади в разных движениях. Для этого не нужно ждать статичных поз, а лучше наблюдать характер движений: как лошадь идет, бежит, как щиплет траву поворачивает голову, как ложится и т. д. И эти ее движения приходится зарисовывать почти по памяти, так как в нужном положении натура долго находиться не будет.
Внимательно наблюдая таким образом и делая большое количество набросков, вместе с более длительными зарисовками главных частей тела, выполнив два-три детальных рисунка всей фигуры, подкрепив свои наблюдения знакомством с анатомическими таблицами, учащийся получит твердые знания об изучаемом животном, сможет довольно свободно рисовать его «от себя».
Переход к изучению следующего животного уже облегчится. В сравнении с предыдущим объектом уяснится различие в пропорциях, частей тела, а следовательно, и в характере движений этого животного.
Для набросков можно использовать разнообразный материал: очень, удобен карандаш, иногда хорошо перо, кисть, сангина, пастель. Материал выбирается в зависимости от натуры и от поставленной задачи. Если зарисовывается, например, оперение или волосяной покров, натура лучше всего подскажет материал и технику рисунка. Для таких зарисовок иногда используется и подкраска цветом, акварелью, сангиной, пастелью, цветными карандашами.
Ниже показаны учебные упражнения в зарисовке животных.
Рис. 6 представляет лист из альбома с учебными зарисовками. Карандашом нарисован северный олень в различных движениях. Мы видим, что пропорции фигуры изучены, характерные движения хорошо почувствованы. Каждая зарисовка передает конструктивное (анатомическое) строение тела без погони за излишней детализацией.
Характерные движения зубров показаны в быстрых карандашных набросках (рис. 7).
Очень беглые, почти схематичные кистевые наброски обезьяны выполнены тушью (рис. 8).
Птица зарисована (карандашом с подкраской светлых мест белилами, что передает тон оперения (рис. 9).
Движения обезьяны зарисованы на листе из альбома (рис. 10). Здесь карандаш сочетается с подкраской бледной акварелью.