«Как рисовать животных пастелью»


Урок 15-в. Как рисовать животных. Зарисовки и наброски (Часть 3)

18. А. Барщ. Наброски рыб в аквариуме. Перо, тушь, карандаш
18. А. Барщ. Наброски рыб в аквариуме. Перо, тушь, карандаш

Седьмое двухчасовое задание отводится на очень короткие наброски с рыб, плавающих, в аквариуме (рис. 18, 19).

Аквариум прямоугольной формы, вместимостью в восемь-десять ведер воды, засаженный водяными растениями, должен быть стационарным учебным пособием. Он устанавливается посредине большой комнаты и, чтобы хорошо было видно его обитателей, освещается двумя специально поставленными источниками света.

Для набросков можно рекомендовать золотых и серебряных карасей, зеркальных карпов, достигших размера не меньше пятнадцати-двадцати сантиметров, крупных золотых рыбок-вуалехвосток и других не слишком мелких декоративных аквариумных рыб. Эти породы рыб весьма неприхотливы, сравнительно медленно плавают и поэтому наиболее пригодны для набросков.

Учащиеся размещаются вокруг аквариума, поближе к нему, чтобы стенки аквариума были прямо перед глазами.

19. А. Устинов. Наброски рыб в аквариуме. «Сомики». Кисть, темпера
19. А. Устинов. Наброски рыб в аквариуме. «Сомики». Кисть, темпера

Короткие наброски с рыб особенно затруднены тем, что рыбы все время плавают и показываются рисующему в разных положениях и ракурсах. Поэтому редко удается сразу сделать набросок с одной 1 рыбы. Приходится начинать набросок с одной, а заканчивать его, глядя на других рыб, подплывающих к стеклу или проплывающих мимо.

Понятно, что при таком характере работы нет времени на какое-либо предварительное построение формы. Остается только один, и при этом весьма сложный, способ работы: прицелившись к натуре и охватив глазами всю форму, быстро, почти по памяти, одним легким касанием карандаша, пера или кисти нанести контурную линию (целиком или по частям), мысленно ориентируясь на серединную или на боковую линии. При следующем наблюдении надо наметить основные части (туловище, голова, хвостовой плавник), а под конец (очень общо) второстепенные, но нужные для изображения детали (глаза, жаберные крышки, верхний и нижние плавники). Форму плавников приходится проследить специально, так как они находятся в постоянном и сложном движении.

20.	Учебные наброски в зоопарке. «Северные олени». Карандаш
20. Учебные наброски в зоопарке. «Северные олени». Карандаш

Если по ощущению под конец работы над наброском требуется подчеркнуть какую-либо форму или ее часть, это делается дополнительно акцентированным штрихом по уже сделанной наметке.

На одном листе исполняются три-пять набросков приблизительно одного размера. Ценность таких набросков заключается в том, что учащиеся впервые на практике знакомятся с новым способом их исполнения, напоминающим охоту, когда приходится «ловить на карандаш» движущуюся живую натуру.

Материал — графитный карандаш «2М-4М», сангина, перо-тушь, одноцветная акварель или темпера. Размер — 0,125 листа.

21.	Учебные наброски в зоопарке. «Горные козлы». Перо, тушь.
21. Учебные наброски в зоопарке. «Горные козлы». Перо, тушь.

Восьмое четырехчасовое задание. Следующий этап в обучении анималистическим наброскам и зарисовкам — групповые занятия, которые проводятся в теплую весеннюю пору.

Учебная задача весенних занятий состоит в том, чтобы закрепить ранее полученные учащимися навыки в изображении животных на новых, более крупных объектах и в более сложных условиях и таким образом подготовить их к самостоятельным занятиям анималистическими рисунками во время летней практики.

Лучшее и наиболее удобное место для этих занятий — зоопарк, территория которого обычно находится в черте города. В зоопарке имеются разнообразные животные. Для нехищных животных и птиц здесь создаются условия, близкие к естественным, это предоставляет животным хотя и ограниченную но все же некоторую свободу передвижения в пределах площадки, бассейна, вольера.

22.	Учебные наброски в зоопарке. «Лани». Перо» тушь
22. Учебные наброски в зоопарке. «Лани». Перо» тушь
23.	Учебные наброски в зоопарке. «Лебеди на берегу». Карандаш
23. Учебные наброски в зоопарке. «Лебеди на берегу». Карандаш

Удобство состоит и в том, что на территории зоопарка можно разместить у разных объектов всю группу (пятнадцать-семнадцать человек), и притом недалеко друг от друга, так что преподаватель имеет возможность наблюдать за работой учащихся, консультировать и направлять их работу, переходя от одного к другому.

Учащиеся занимают места только по указанию преподавателя, которому надо заранее наметить объект изучения для каждого из них.

24.	Учебные наброски в зоопарке. «Павлины». Карандаш
24. Учебные наброски в зоопарке. «Павлины». Карандаш

Для первых занятий в зоопарке в качестве объектов лучше рекомендовать животных и птиц непугливых, спокойных, медленно передвигающихся, притом с ясно выраженным строением тела (северный олень, горный козел, лань, лось — рис. 20, 21, 22); все водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди, фламинго, журавль, пингвин, пеликан; хищные птицы в клетках: ворон, гриф, орел, коршун, сова, филин; декоративные породы птиц: голубь, павлин, фазан, попугай (рис. 23—25).

При выборе объекта для набросков не следует забывать и о посетителях зоопарка, которые останавливаются за спиной рисующего, комментируют его работу, вступают с ним в разговор, иногда нарочно отпугивают животных — в общем, мешают работать. Поэтому для первых занятий надо намечать такие объекты и места в зоопарке, где не бывает большого скопления посетителей и где можно относительно спокойно, не отвлекаясь, рисовать. Совершенно избежать любопытствующих почти невозможно. Не следует, однако, считать, что это должно срывать работу — надо воспитывать у учащихся профессиональную привычку делать наброски на людях, в любых самых разнообразных и трудных условиях.

25. Н. Устинов. Набросок. «Фазаны». Перо, чернила
25. Н. Устинов. Набросок. «Фазаны». Перо, чернила

Надо предупредить учащихся, что не следует разбрасываться и переходить от одного животного к другому — пользы от таких случайных набросков будет мало. Каждый набросок, каждая проведенная линия или штрих должны быть результатом терпеливой и настойчивой «охоты» с альбомом и карандашом в руке. Поэтому требуется сосредоточить внимание на одном намеченном объекте. Внимательно и сосредоточенно наблюдая за животным, изучая его форму в разных положениях, подмечая его поведение в разных состояниях (покоя, движения, во время кормежки), рисующий как бы «прицеливается» к нему.

26. Н. Кардовский. Набросок. «Коровы». Кисть, темпера
26. Н. Кардовский. Набросок. «Коровы». Кисть, темпера
27. Учебный набросок. «Корова». Кисть, тушь
27. Учебный набросок. «Корова». Кисть, тушь

Наблюдение, сопровождаемое желанием запомнить все увиденное, может быть сравнительно длительным, так как исполнение наброска, потребует в значительной мере зрительной памяти. Но вот наблюдение закончено, усвоена в общем форма тела животного, изучено и понято главное, типическое (строение) и характерное (в движении, в пропорциях) — надо скорее действовать. Два-три быстро нанесенных легких штриха должны сразу определить место, размер и общую массу формы.

Еще одной линией (от хвоста до лопаток) намечается движение всей массы туловища. Затем наносится контур. Его надо наносить быстро и уверенно, не задерживаясь на деталях, почти не глядя на натуру. Детали после. А сейчас, если животное сохраняет положение, можно, изредка взглядывая и ориентируясь на линию движения, уточнять общий контур туловища (до лопаток) и положение ног. Затем от лопаток намечаются шея и голова. Ноги уточняются под конец.

28. Учебный набросок «Лошади». Сангина
28. Учебный набросок «Лошади». Сангина

Перегружать набросок подробностями не следует.

Если набросок не удалось довести до конца, сейчас же следует начать еще один с этого животного уже в другом положении.

Животное вернулось в прежнее (или близкое к прежнему) положение — надо немедленно возвращаться к ранее намеченному. Если животное спокойно и долго находится в одном положении, полезно попытаться на том же листе (или отдельно, на другом листе) сделать дополнительно зарисовки в более крупном масштабе головы, лапы, крыла, копыта, рогов и других деталей. Набросок надо исполнять легкими линиями или штрихами и пореже отрывать карандаш от бумаги, но и не водить карандашом несколько раз по одному месту. Ошибочно нанесенные линии не стирать, а исправлять вновь найденными, верными, меняя при этом лишь силу нажима.

29. Учебный набросок «Гуси». Карандаш
29. Учебный набросок «Гуси». Карандаш
30. В. Яковлев. Зарисовка «Индейки». Карандаш
30. В. Яковлев. Зарисовка «Индейки». Карандаш

Вспомогательные линии стираются в самом конце работы. Незаконченные наброски надо оставлять как они есть, не зачеркивая их и не стирая резинкой — они могут оказаться полезными впоследствии.

Начиная рисовать, не следует забывать и о хорошей компоновке всего листа, на котором может поместиться четыре-пять рисунков.

31. Учебная зарисовка «Рысак». Карандаш
31. Учебная зарисовка «Рысак». Карандаш

Наброски исполняются в альбоме с плотным переплетом (размер не меньше 24 X 30) или в твердой папке с отдельными листами того же формата. Материал — мягкий графитный карандаш «ЗМ» — «4М», угольный карандаш № 1, одноцветная акварель.

Занятия продолжаются четыре часа с перерывом на тридцать минут. Если учащийся справился с заданием в более короткий срок, надо предложить ему самому выбрать другой несложный объект для набросков на оставшееся время.

32. Н. Купреянов. «Осетры». Перо, тушь.
32. Н. Купреянов. «Осетры». Перо, тушь.

Там, где зоопарка нет, групповые занятия анималистическими набросками можно проводить в близлежащем совхозе (или колхозе), где имеются домашние животные (коровы, лошади, волы, овцы, свиньи — рис. 26, 27, 28), птицы (куры, утки, гуси, индейки — рис. 9, 29, 30).

Лучше, если неподалеку имеются специализированные хозяйства, например : конный завод, птицеферма, скотоводческий или звероводческий совхоз, где всегда можно найти интересный материал для анималистических рисунков (рис. 31). Не следует забивать и о рыбачьих колхозах, особенно о таких, в которых ловят крупную рыбу: осетров, сазанов, севрюгу и т. д. Здесь учащиеся могут получить много ценных навыков и сделать интересные наброски и зарисовки (рис. 32).

Несмотря на сложность организации занятий за городом, очень важно изыскать транспортные средства и возможности для проведения таких групповых выездов.

Групповые занятия в зоопарке (или в другом месте) проводятся на следующем курсе еще два раза: осенью и весной.

Читать продолжение
Вернуться к предыдущей части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, средний: 4.25 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 19,158

2 комментария к “Урок 15-в. Как рисовать животных. Зарисовки и наброски (Часть 3)”

  • Даниил
    25 сентября, 2011, 15:57
    Цитировать

    Скажите пожалуйста — из какой книги были взяты эти наброски, а то я забыл автора)

  • admin
    8 ноября, 2011, 1:36
    Цитировать

    Книга называется — «Наброски и зарисовки», автор — А.О.Барщ

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS