«Как рисовать животных красками»


Урок 15-б. Как рисовать животных. Зарисовки и наброски (Часть 2)

7. Учебная зарисовка чучела кролика. Карандаш
7. Учебная зарисовка чучела кролика. Карандаш

Второе двухчасовое задание посвящается также наброскам и зарисовке с чучела птицы, но более крупной по размеру и также с гладким оперением (голубь, галка, ворона, сорока, скворец).

Хотя преследуются те же цели и решаются те же учебные задачи, но на этот раз следует начинать с набросков, постепенно сокращая время (с пятнадцати до пяти минут), и закончить зарисовкой (тридцать минут), в которой должны быть подведены итоги изучения птицы в набросках.

Материал — графитный карандаш «2М» — «ЗМ» или перо-тушь.

Размер — 0,125 листа.

Третье двухчасовое задание отводится на зарисовки чучела животного.

При выборе чучела следует руководствоваться следующими соображениями:

а) небольшой размер животного (кролик, заяц, морская свинка, суслик),

б) более или менее гладкая шерсть,

в) наличие движения, выраженного в чучеле животного.

Порядок проведения этого занятия такой же, как и предыдущего: сначала короткая беседа (десять минут) о скелете животных и действии скелетного механизма, сопровождаемая показом скелета, таблиц и рисунков или фотографий скелета.

8. А. Лаптев. вспомогательная «средняя» линия
8. А. Лаптев. вспомогательная «средняя» линия

Установив место и размер зарисовки (в профиль), надо легко нанести линию позвоночника от хвоста до головы, определяющую направление движения всей массы чучела животного, а затем наметить и голову. Ее длина (от затылка до конца носа) послужит модулем при уточнении пропорций туловища, шеи, ног, лапок (рис. 7 и 8).

Когда чучело изображается в три четверти сбоку сзади, когда видны обе стороны туловища (одна — большая, другая — меньше), то намеченная линия позвоночника будет служить ориентиром при построении формы туловища.

10. Н. Устинов. Наброски кроликов. Кисть, темпера
10. Н. Устинов. Наброски кроликов. Кисть, темпера

Под конец по сделанной наметке штрихами проводится уточнение всего контура с подчеркиванием объемности формы, с показом шерсти или меха и в последнюю очередь — глаза, уши и некоторые особо характерные для данного животного детали (рис. 10, 11).

На оставленном при компоновке месте (или отдельно) зарисовывается голова животного в большем масштабе в наиболее выгодном повороте.

Материал — графитный карандаш «ЗМ» и «ТМ». Размер — 0,25 листа.

Четвертое и пятое двухчасовые задания посвящаются коротким наброскам в классе с живых объектов (первое — с птиц, второе — с мелких животных), помещенных в большую переносную клетку-вольер.

11. Н. Устинов. Наброски кроликов. Кисть, темпера
11. Н. Устинов. Наброски кроликов. Кисть, темпера

Для четвертого задания в качестве живой натуры могут служить вороны, голуби, утки, куры (мелкие птицы — воробьи, синицы, канарейки, снегири, мелкие попугайчики и т. п. непригодны). Для пятого задания рекомендуются — кролики, морские свинки.

В одном вольере следует помещать одновременно не больше трех-четырех животных (или птиц) и притом только одного вида или породы. В начале второго часа занятия желательно покормить животных, чтобы учащиеся могли увидеть натуру в состоянии большего движения.

Перед началом занятия надо предупредить учащихся, что нельзя тревожить животных, громко разговаривать, делать резких движений и менять свои места. Поэтому все необходимое должно быть заранее подготовлено: нарезанная бумага нужного формата в достаточном количестве в папке или в альбоме, зачиненные карандаши, мягкая резинка. Если работа проводится акварелью или тушью в размывку, то необходимы: 1) более плотная бумага, 2) две мягких кисти, 3) банка с водой, 4) тряпочка.

Этих правил следует придерживаться, делая наброски и зарисовки животных не только в классе, но и в любом месте.

При изображении животных с натуры создаются особые условия, которые следует всегда иметь в виду. Животное в любой момент может изменить не только позу, но и положение по отношению к рисующему.

Но, с другой стороны, в ограниченном пространстве вольера или клетки оно не может быстро передвигаться и часто принимает одно и то же положение, повторяет одинаковые движения.

Это позволяет применить следующий способ работы: не начиная рисовать, внимательно наблюдать за одним животным, пытаясь разобраться в его строении и в пропорциях, а затем, когда оно успокоится, начать набросок в верхней левой части листа (чтобы не размазать рукой уже сделанное).

Если животное меняет позу или положение, то, не заканчивая первый набросок, надо сейчас же начинать рядом набросок животного в другой позе.

Когда животное принимает прежнее положение (что бывает очень часто), надо возможно скорее возвращаться к прерванному наброску.

Если учесть, что животные одной породы очень похожи друг на друга, то всегда имеется возможность набросок, начатый с одного животного, закончить, наблюдая за другим животным. При этом надо соблюдать один размер изображений (из расчета четыре-пять набросков на 0,25 листа бумаги).

9. Н. Устинов. Быстрые наброски кур. Перо, тушь
9. Н. Устинов. Быстрые наброски кур. Перо, тушь

В итоге лист заполняется набросками животного или птицы в разных положениях, законченными в большей или меньшей степени или только начатыми (рис. 9, 10, 11).

Набросок начинается с нанесения на лист вспомогательной линии позвоночника (или «средней» линии).

Однако, предвидя, что животное может повернуть голову в любую сторону, не изменяя при этом положения туловища и ног и пользуясь только мышцами шеи и шейными позвонками (у млекопитающих семь шейных позвонков), линию направления движения следует довести пока только до верхне-переднего края лопаток (до седьмого шейного позвонка).

Общая форма тела животного намечается последовательно: вначале наиболее крупная часть формы — туловище, затем ноги. И все это только одними наметками, едва касаясь карандашом бумаги и не задерживая движения руки.

12. Н. Радлов. Наброски таксы. Перо, тушь
12. Н. Радлов. Наброски таксы. Перо, тушь

Затем, если неподвижность животного позволяет, надо, лишь изредка взглядывая на натуру, почти по памяти, уверенно по наметкам штрихами строить контур, уточняя некоторые подробности формы. Контурная линия при этом может быть незамкнутой, прерывистой, а иногда и совсем исчезать (рис. 12).

Голова и шея животного изображаются в последнюю очередь. Чтобы определить место и наметить размер головы, быстро продлевают линию позвоночника от лопаток до основания головы, до черепа, а затем и ее продолжение по середине черепа до кончика носа. На этом последнем отрезке линии и строится голова животного (в общем) с учетом ее размера по отношению к туловищу и характерных особенностей ее формы (например: рога, торчащие или свисающие уши и т. п.), глаза намечаются под конец. Что остается недоведенным в наброске, исполняется по памяти. Наряду с освоением «комбинированного» способа исполнения задачей анималистических набросков являются развитие наблюдательности и цельного видения, приобретение навыков быстрого анализа своего восприятия, сопровождаемое точной оценкой размерных отношений (пропорций). При этом укрепляется способность зрительного запоминания.


Учебно-воспитательное значение анималистических набросков заключается еще и в том, что учащиеся приучаются концентрировать свое внимание, сосредоточенно и упорно добиваться решения задач.

Следует напомнить учащимся, что в быстром наброске нет необходимости воспроизводить все, что воспринимает зрение, а только то, что обязательно нужно, чтобы изображение было понятным для всех. Главное заключается не в исчерпывающей сделанности формы, а в убедительности общей характеристики животного, достигнутой самыми скупыми изобразительными средствами.

Надо обязательно предупредить учащихся, что первое время наброски не удаются. Это естественно, так как способ работы и ее быстрый темп непривычны. Затем работа пойдет лучше и увереннее, и результаты будут более положительными. Важны настойчивость и регулярная практика.

13. А. Лаптев. Набросок «Терьер». Перо, тушь
13. А. Лаптев. Набросок «Терьер». Перо, тушь

В течение зимнего периода можно рекомендовать провести еще одно-два подобных занятия с целью приобретения новых и закрепления уже полученных навыков. Для обострения внимания учащихся на каждом занятии желательно предлагать в качестве модели новое животное. Например, пригласить дрессировщика с розыскной собакой, охотника с породистой охотничьей собакой, любителя-собаковода с комнатной собакой любой породы или договориться о доставке в класс породистых голубей, морских свинок, белых мышей. Эти занятия можно провести дополнительно в вечерние часы, освобождая при этом учащихся от выполнения домашних заданий (рас. 12, 13).

Шестое и седьмое двухчасовые классные задания анималистическими рисунками можно посвятить изображению рыб.

14. А. Барщ. Зарисовка натюрморта «Окуни на кукане». Карандаш
14. А. Барщ. Зарисовка натюрморта «Окуни на кукане». Карандаш

Пластичность тела рыб, острота и разнообразие рисунка головы, плавников, хвоста, богатство и декоративность расцветки привлекают особое внимание художников, работающих в прикладном искусстве.

Шестое задание посвящается двум натюрмортным зарисовкам.

1. Натюрморт из трех-четырех рыб, посаженных на кукан (на продетую через рот и жабры тонкую бечевку), привязанный к вбитому в стенку гвоздю. Для этого пригодны свежепойманные или размороженные пресноводные и морские рыбы размер по длине двадцать-тридцать сантиметров и больше (рис. 14).

2. Натюрморт из таких же рыб, лежащих на столе ниже уровня глаз рисующих (рис. 15).

15. А. Барщ. Зарисовка зарисовка. «Плотва». Карандаш
15. А. Барщ. Зарисовка зарисовка. «Плотва». Карандаш

Несмотря на кажущуюся поначалу простоту формы тела рыбы и ее скелета, при ее изображении приходится сталкиваться с особыми трудностями. Существующие (в биологических музеях и других местах) чучела рыб не могут дать ясного представления о живой форме и движении.

В беседе, сопровождаемой показом схемы скелета рыбы, коротко сообщается о действии ее скелетного механизма в движении (рис. 16).

Следует обратить внимание учащихся на наличие с обеих сторон тела рыбы так называемой боковой линии, направленной от головы к хвосту, который выполняет специальную функцию (ориентация в водной среде).

16. П. Павлинов. Схема строения рыбы
16. П. Павлинов. Схема строения рыбы

Сразу легко намеченная боковая линия определяет движение всей формы и дает ориентировку при перспективном построении туловища рыбы.

В зависимости от положения туловища рыбы по отношению к рисующему ориентирами могут служить также серединные линии, идущие сверху по спине и снизу посередине живота от головы к хвосту.

В зарисовках следует ограничиться построением общей формы и наиболее крупных деталей с соблюдением размерных отношений (головы, хвоста и плавников к туловищу), с учетом перспективного сокращения формы.

При передаче фактуры туловища рыбы, особенно если ее чешуя относительно крупная (это бросается в глаза), надо учитывать, что чешуйки располагаются по форме тела в определенном геометрическом порядке — по пересекающимся под углом диагональным линиям, идущим сверху вниз от спинки, — изменяясь в размере и подчеркивая пластичность тела (рис. 15).

Нарушение в рисунке этого порядка расположения чешуи приведет к искажению формы рыбы.

17. А. Барщ. Набросок «Улов». Кисть, акварель, перо, тушь
17. А. Барщ. Набросок «Улов». Кисть, акварель, перо, тушь

В более длительной зарисовке еще может представиться возможность проследить и точно передать чешуйчатую фактуру, но в короткой по времени зарисовке вполне достаточно ограничиться намеком на наличие чешуйчатого покрова (рис. 17).

Если же чешуя мелкая и мало заметная (как, например, у окуня или щуки, лососевых и других пород), передача фактуры осуществляется нанесением тональных пятен так, как это подсказывает форма и расцветка туловища.

Читать продолжение
Вернуться к предыдущей части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, средний: 3.75 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 15,693

2 комментария к “Урок 15-б. Как рисовать животных. Зарисовки и наброски (Часть 2)”

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS