«Как рисовать животных карандашем»


Урок 15-а. Как рисовать животных. Зарисовки и наброски (Часть 1)

ЗАРИСОВКИ И НАБРОСКИ С ЖИВОТНЫХ (АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ)

При изображении животных, чтобы передавать мех зверя, оперение птицы, чешую рыбы, фактуру кожи и т. д., приходится прибегать к разнообразным графическим приемам и пользоваться различными материалами, что обогащает общую технику рисунка.

Для набросков с животных, находящихся в покое и особенно в движении, требуется с самого начала вооружить учащихся хотя бы очень общим знанием устройства скелета и действия скелетного механизма животных и птиц. Поэтому важно, чтобы преподавание специальной учебной дисциплины «Пластическая анатомия человека и животных» несколько предваряло занятия анималистическими набросками и начиналось с общего сравнительного описания скелетного механизма человека и животных, так как уже в третьем семестре начинается изображение человека с натуры в длительном учебном рисунке.

1. В. Ватагин. Строение животных и птицы
1. В. Ватагин. Строение животных и птицы

Для закрепления в сознании учащегося сходства в анатомическом строении человека и животных будет иметь значение наличие в классе в качестве учебных пособий увеличенных таблиц схем строения скелетов разных животных, очень наглядно и убедительно разработанных художником-анималистом академиком В. А. Ватагиным, и схемы скелетного механизма человеческой фигуры (рис. 1, 2).

Сравнивая эти схемы, учащиеся убеждаются в сходстве скелетного механизма человека и животных (млекопитающих и птиц) и легко усваивают, что разница в форме и размерах аналогичных костей скелета животных и человека появилась в итоге разных жизненных функций, которые эти кости выполняют.

2. В. Ватагин. Скелеты человека и лошади
2. В. Ватагин. Скелеты человека и лошади

Так, крыло птицы по своему строению сходно с рукой человека, а вся форма ее скелета и туловища приспособлена к полету. Копыта лошади по схеме строения скелета занимают то же место, что пальцы и ногти на руках и ногах человека. Положение тазовых костей связано со способом передвижения животных на четырех или на двух ногах, а изгибы позвоночника имеют разную конфигурацию, что соответствует тому или иному постоянному положению на земле от т. д.

Все эти общие сведения учащиеся легко усваивают и, что очень важно, хорошо зрительно запоминают. Это значительно облегчает сознательную работу учащихся над анималистическими набросками, так как под густым мехом, толстой кожей, перьями и пухом на глаз, без знания строения скелетного механизма подчас трудно понять и верно определить подлинную форму животного или птицы.

Без элементарного знания схемы строения скелета и понимания его действия работа над учебными анималистическими набросками может превратиться в механическое копирование натуры.

Учебные задания по циклу «Анималистические наброски и зарисовки» в предлагаемой ниже последовательности располагаются по всему курсу обучения рисунку от первого до восьмого семестра.

В вводной беседе, предшествующей занятиям, должна быть освещена роль анималистических рисунков в истории изобразительного искусства. Цель этой беседы — поднять интерес учащихся к анималистическим рисункам.

3. 	Мамонт. Наскальное изображение. Палеолит
3. Мамонт. Наскальное изображение. Палеолит

Анималистические рисунки, относящиеся к доисторической эпохе так называемого верхнего палеолита (20—40 тысяч лет до н. э.) — это древнейший вид изобразительной деятельности человека.

«С изображением животного в палеолите (в древнем каменном веке) началась история изобразительного искусства».

Учеными и археологами найдены на стенах пещер юго-западной Франции и северо-восточной Испании, а также и в других местах, где находились стоянки родовых охотничьих общин доисторического человека, изображения животных. Они настолько выразительны и реалистичны, что даже специалисты не верили, что они сделаны рукой первобытного человека.

Доисторический человек, весь уклад жизни и трудовой деятельности которого был неразрывно связан с охотой, выслеживал и изучал повадки зверя. Систематически наблюдая зверя, он хорошо знал и помнил особенности его внешнего облика. Поэтому не удивительно, что объектами его первых изображений были населявшие в то время территорию Европы животные — мамонт, зубр, носорог, воспроизведения которых сохранились до нашего времени на стенах пещер (рис. 3, 4, 5).

4. 	Носорог. Наскальное изображение. Палеолит
4. Носорог. Наскальное изображение. Палеолит

Из многочисленных предположений ученых о причинах, вызвавших появление этих изображений, видимо, надо считать наиболее вероятной мистическую веру первобытных людей в переселение душ умерших предков в тела животных и их убежденность в том, что зверь-предок — кормилец и покровитель всего охотничьего рода — по своей воле отдает охотнику мясо и шкуру. Поэтому настенное изображение зверя — это нечто вроде посредника между невидимым предком и его потомками, которого можно просить о помощи в охоте. Но для нас важно другое, а именно: 1) в основе этих первых анималистических изображений лежит живое наблюдение реальной действительности; 2) они исполнены по памяти и по представлению; 3) по обобщенности они очень похожи на наброски.

Беседа должна сопровождаться показом репродукций таких наскальных рисунков, относящихся к первым этапам анималистического жанра, которые должны быть в методическом фонде учебного заведения. В этом отношении особенно ценны иллюстративные материалы из книги В. А. Ватагина «Изображение животного».


Согласно программе занятия анималистическими рисунками наряду с другими зарисовками и набросками с неподвижной («мертвой») натуры проводятся с конца первого семестра.

Они начинаются с зарисовок неподвижных моделей животных — с чучел, в частности с чучел птиц. Цель зарисовок с чучел — подготовка учащихся к наброскам с живых объектов.

5. Зубр. Наскальное изображение. Палеолит
5. Зубр. Наскальное изображение. Палеолит

Для первых зарисовок неподвижность модели представляет ту ценность, что позволяет учащимся более длительное время наблюдать натуру, изучать строение формы и спокойно анализировать свое восприятие.

В начале обучения при выборе объекта для изображения нужно руководствоваться следующим:

1. Объект изображения должен быть небольшим по размеру, чтобы учащиеся могли сразу же воспринять его цельно, скорее получить общее представление о форме натуры;

2. Оперение чучела птицы должно быть гладким и равным, большая пестрота и многоцветность оперения скрывают пропорции, маскируют форму и тем самым усложняют ее наблюдение и анализ;

3. Чучело не должно казаться «мертвым». Правдивая убедительность несложного движения, приданного чучелу птицы, приближая восприятие учащихся к аналогичной живой натуре, повышает их интерес к изображаемому.

Поэтому, предлагая в качестве натуры чучело, целесообразно его подставку замаскировать лоскутом ткани или бумаги нейтрального цвета, продев его между лапками и подставкой. Для этого разгибаются концы проволоки под подставкой и, после того как они пройдут обратно через ткань или бумагу, опять загибаются на прежнее место.

Подставка чучела птицы в виде естественного сучка дерева в маскировке не нуждается.

Для начала лучше всего предложить чучело небольшой птицы (например, синица, трясогузка, щегол, чижик, канарейка и др.).

Учитывая, что наиболее выразительным для изображения является профильное (или в три четверти) положение чучела, когда в силуэте хорошо читается вся масса натуры, необходимо поставить одновременно в разных местах класса три-четыре одинаковых (или разных) чучела, чтобы каждое могли рисовать четыре-пять учащихся.

Первое задание решается на двух занятиях в два учебных часа каждое.

В краткой беседе (десять-пятнадцать минут) перед началом работы следует ознакомить учащихся со строением скелета птицы, сравнивая его со скелетом человека по устройству и действию (рис. 1, 2). Наглядным пособием при объяснении может служить увеличенная (в размер листа рисовальной бумаги) сравнительная таблица строения животных с четко выделенными и основными частями скелетного механизма, составленная В. А. Ватагиным (рис. 1, 2).

Сразу же следует напомнить учащимся, что от них требуются не исчерпывающие рисунки, а только короткие зарисовки, то есть обобщенное изображение птицы без второстепенных деталей.

В беседе надо обязательно подчеркнуть, что истинная форма туловища и его подлинный размер скрыты под оперением птицы и в общем напоминают яйцо, из которого появляется птенец. В этом можно убедиться, взглянув на ощипанного петуха.

Оперение маскирует подлинное строение туловища птицы, превращая его в почти правильный овал — динамическую форму, уменьшающую сопротивление среды.

При построении тела птицы приходится ориентироваться на этот овал, центральная большая ось которого определяет направление движения всей массы чучела, птицы.

Характерные признаки надо искать прежде всего в пропорциях, то есть в отношении размеров меньших частей формы к большим, принимая в качестве модуля (единица измерения) длину головы от затылка до конца клюва, которая соизмеряется с длиной туловища, его шириной, с длиной шеи, хвоста и др. частей. Другие характерные признаки выражаются обычно в силуэте, в особенностях оперения, в его фактуре.

6. А. Барщ. Зарисовка чучела синицы. Перо, тушь
6. А. Барщ. Зарисовка чучела синицы. Перо, тушь

Все вспомогательные линии наносят, едва касаясь карандашом бумаги, очень легко, без нажима. Их не следует стирать резинкой до окончания работы над зарисовкой,— они помогают находить и исправлять ошибки, допущенные в процессе работы.

При окончательном нанесении контура показ фактуры оперения должен быть сдержанным и экономным. Штрихи, направленные по форме, должны только намекать, где и как располагаются жесткие перья и где находится мягкий пух. Для подчеркивания объемов можно ограничиться только легкой светотенью или просто акцентированным штрихом в контуре.

Чучело зарисовывается в четырех-пяти положениях.

По окончании работы дополнительно зарисовываются в несколько большем масштабе голова и лапка. Для такой зарисовки лучше пользоваться более твердым карандашом «М» — «2М». Размер — 0,125 листа (рис. 6).

В следующий учебный час этого занятия следует переключить учащихся только на короткие зарисовки с этого же чучела в разных поворотах.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 5,994

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS