«Как рисовать животных, зарисовки и наброски»


Урок 15-г. Как рисовать животных. Зарисовки и наброски (Часть 4)

33. Н. Устинов. Набросок «Медвежата». Кисть, темпера
33. Н. Устинов. Набросок «Медвежата». Кисть, темпера

Девятое задание посвящается наброскам с животных, которые считаются более трудной натурой для наблюдения и изображения. К таким следует отнести почти всех мелких хищников (горностай, куница, выдра, барсук), быстро передвигающихся по клетке, а также медвежат, лисят (рис. 33).

Еще более сложными являются наброски с такой беспокойной натуры, как небольшие обезьяны (мартышки, павианы и другие), движения которых быстры и неожиданны (рис. 34).

34. Н. Устинов. Набросок «Обезьяны». Кисть, темпера
34. Н. Устинов. Набросок «Обезьяны». Кисть, темпера

Затруднения другого порядка возникают в работе над набросками крупных животных, таких, как верблюд, зубр, жирафа, слон. Для их наблюдения с целью обобщенного изображения нужен отход от натуры на некоторое расстояние, а это в условиях зоопарка не всегда возможно (рис. 35, 36, 37, 38, 39). Это задание является как бы переходным к самостоятельным занятиям учащихся анималистическими набросками. Теперь уже недостаточно ограничиваться случайными отдельными набросками с животного. Надо пытаться более полно раскрыть образ животного, находящегося в покое или в характерном для него движении.

39. Павлинов. Скелет зубра
39. Павлинов. Скелет зубра

Поэтому в процессе работы над девятым заданием преподавателю необходимо практически познакомить учащихся с так называемым «серийным» способом всестороннего изучения животного в набросках и зарисовках, который в конечном итоге приводит к умению обобщенно изображать животное «от себя» (без натуры) не только в статическом положении, но и в движении. После этого учащиеся смогут перейти к самостоятельному изучению и изображению животных.

35. Л. Шепелев. Набросок «Верблюд». Карандаш
35. Л. Шепелев. Набросок «Верблюд». Карандаш
36. В. Мухина. Альбомный набросок «Голова верблюда». Карандаш
36. В. Мухина. Альбомный набросок «Голова верблюда». Карандаш
37. В. Мухина. Альбомный набросок «Верблюд», Карандаш
37. В. Мухина. Альбомный набросок «Верблюд», Карандаш
38. В. Мухина. Альбомный набросок «Нога вер блюда». Карандаш
38. В. Мухина. Альбомный набросок «Нога вер блюда». Карандаш

Десятое задание анималистическими набросками является индивидуальным для каждого учащегося и задается на весь семестр. Учащийся должен самостоятельно выполнить на нескольких листах серию набросков и зарисовок с животного.

В содержание серии входят: 1) зарисовки скелета животного и его частей. Они могут быть выполнены в биологическом музее или в другом месте, но можно ограничиться перерисовками из книг, с репродукций или фотографий; 2) наброски с животного в спокойных позах и в движении; 3) зарисовки головы с частью шеи и некоторых других-частей: лапа, копыто, раскрытое крыло и т. д.; 4) обобщенный рисунок («от себя») животного в характерной для него позе, в состоянии покоя или в движении (рис. 39, 40, 41).

40. Д. Горлов. Набросок. «Зубры». Карандаш, черная акварель
40. Д. Горлов. Набросок. «Зубры». Карандаш, черная акварель

Объект для изучения в набросках и зарисовках выбирает учащийся и согласовывает свой выбор с преподавателем, который при этом учитывает степень подготовленности учащегося к выполнению этого довольно сложного задания.

Ввиду невозможности найти в методических фондах учебных заведений пример такого исчерпывающего «серийного» изучения в набросках одного животного, здесь предлагается в качестве образца серия набросков разных авторов: 1) учебная зарисовка черепа льва (рис. 42); 2) наброски головы львицы и львицы перед прыжком — художника Э. Делакруа (рис. 43, 44) и наброски художника А. Лаптева (рис. 45, 46, 47). На этих рисунках наглядно показан способ последовательного исполнения набросков с животного, находящегося в повторяющемся движении (ходит по клетке туда и обратно).

41. Зарисовка зубра и наброски деталей. Карандашь
41. Зарисовка зубра и наброски деталей. Карандаш

В этих набросках автор пытался передать ощущение пластической мягкости в статических позах и в движении тигра.

В процессе работы учащиеся консультируются с преподавателем. Оценка производится комплексно, по всей работе.

Ввиду того, что общая учебная нагрузка занимает много времени, самостоятельная работа по заданию (или ее часть) должна быть передвинута на летний период. Зачет по заданию производится в начале следующего учебного года.

42. Учебная зарисовка черепа льва. Карандаш
42. Учебная зарисовка черепа льва. Карандаш

Следующий семестр совпадает с началом изучения человека в длительном штудировочном учебном рисунке, сопровождаемого учебными набросками и зарисовками человеческой фигуры.

Поэтому приходится уменьшать количество классных занятий, связанных с другими объектами изучения, в том числе и анималистическими. Полученные навыки в исполнении набросков с животных переносятся на новый, более сложный объект — на человеческую фигуру.

43. Е. Делакруа. Набросок. «Голова львицы». Перо, тушь.
43. Е. Делакруа. Набросок. «Голова львицы». Перо, тушь.

Однако совсем прекращать зарисовки животных не следует, особенно тем учащимся, у которых ясно проявилась склонность к анимализму.

Для этого приходится переносить общие классные занятия анималистическими рисунками на самостоятельные обязательные индивидуальные задания, и для их выполнения учащимся предоставляются большие сроки.


К числу таких учебных заданий относится одиннадцатое. Это серия набросков с группы двух-трех животных, птиц или других представителей животного мира. Цель его — сбор и подготовка материалов для последнего, двенадцатого занятия, о содержании которого учащиеся должны быть заранее осведомлены.

44. Е. Делакруа. Набросок. «Львица перед прыжком». Карандаш
44. Е. Делакруа. Набросок. «Львица перед прыжком». Карандаш

Так как в двенадцатом задании стоит задача изображения целой группы животных, то возникнет необходимость исполнения учащимися композиционных набросков с целью найти на натуре удачное расположение животных в группе. Такие наброски исполняются комплексным способом, то есть с применением всех существующих способов работы над набросками.

Объектами изображения могут быть: в зоопарке — олени, антилопы, лоси, горные бараны, слоны, фазаны, павлины, страусы, гуси, лебеди, фламинго, пеликаны, пингвины и другие обитатели зоопарка, выпускаемые весной в вольеры и открытые водоемы.

В колхозе (или совхозе) — лошади на выпасе или на водопое, коровы на полднике, волы в упряжке, аисты в гнезде на крыше и т. п.

45. А. Лаптев. Последовательное исполнение наброска львицы, шагающей по клетке. Сангина.
45. А. Лаптев. Последовательное исполнение наброска львицы, шагающей по клетке. Сангина.
46. А. Лаптев. Последовательное исполнение наброска львицы, шагающей по клетке. Сангина.
46. А. Лаптев. Последовательное исполнение наброска львицы, шагающей по клетке. Сангина.

В городе — куры, собаки, кошки, голуби (на улице или во дворе), а также декоративные голуби разных пород на голубятне, лошади на ипподроме или на сельскохозяйственной выставке, козы и другие животные, которых можно встретить в городе.

Наброски и зарисовки выполняются на отдельных листах и в походном альбоме. Выбор объекта — по желанию учащегося.

Все собранные за это время анималистические наброски и зарисовки сохраняются как материал для следующего занятия. Просмотр и оценка их производится в начале следующего учебного года.

Последнее, двенадцатое занятие по анималистическому рисунку является итоговым.

Оно проводится в классе и исполняется без натуры, «от себя» (по представлению) и по воображению.

47. А. Лаптев. Набросок. «Львица у поилки». Сангина
47. А. Лаптев. Набросок. «Львица у поилки». Сангина

От учащихся требуется дать графический ответ на одну из двух тем:

1. Группа из двух животных, птиц или других анималистических объектов, связанных единством содержания.

2. Человек и животное.

Это задание служит подготовительным к восьмому — последнему семестру для тех учащихся, которые готовятся к выполнению дипломной работы и намерены ее решать с анималистическим уклоном по тому или иному виду специальности в прикладном искусстве.

Надо иметь в виду, что для выполнения этого задания от учащихся требуется несколько больше, чем умение изображать животных «от себя» (по представлению).

Усложнение задачи состоит в том, что приходится изображать животных в характерной позе (или движении), выражающей то или иное состояние, соответствующее содержанию выбранной темы или сюжета, который должен объединить и связать группу в одно целое.

Так, изображая в группе лошадь с жеребенком или слониху со слоненком, можно передать содержание такой темы, как «Материнство» (рис. 48-49); в группе собака и кошка — тему «Друзья», в дерущихся петухах можно раскрыть сюжет «Враги», а группа двух медвежат может дать ответ на тему «Игра» и т. п. (рис. 33).

48. А. Лаптев. «Слониха со слоненком». Схематический набросок с натуры. Сангина
48. А. Лаптев. «Слониха со слоненком». Схематический набросок с натуры. Сангина

Для сюжета, где животное изображается с человеком (например: «Пограничник с собакой», «Доярка и корова», «Лошадь и всадник», «Девочка и коза» и т. д.), может быть очень много вариантов композиционного решения.

Учащиеся должны показать свое умение работать с натуры, по памяти, «от себя» и, комбинируя свои представления о животных, рисовать по воображению.

Отвечая на вторую тему, учащиеся одновременно демонстрируют свое знание и умение изображать «от себя» (по представлению) не только животных, но и человека.

Найденное композиционное решение группы позволит судить о степени подготовленности учащегося к дальнейшей самостоятельной творческой работе в области изобразительного искусства вообще и в прикладном искусстве — в частности.

49. А. Лаптев. «Слониха со слоненком». Набросок «от себя» на ту же тему. Сангина
49. А. Лаптев. «Слониха со слоненком». Набросок «от себя» на ту же тему. Сангина

Особенность двух последних занятий (одиннадцатого и двенадцатого) заключается в том, что они проводятся под наблюдением одновременно двух преподавателей— по рисунку и по композиции. Исполненные наброски-эскизы обсуждаются обоими преподавателями.

Отбирается лучший вариант, и учащемуся предлагается выполнить окончательный обобщенный рабочий рисунок (или несколько рисунков) и реализовать свой замысел в определенном материале (дерево, камень, керамика и т. п.). Оценка производится преподавателями по всей проведенной работе как на подготовительной стадии (задание одиннадцатое), так и в классе (задание двенадцатое).

На выполнение рабочего рисунка в классе следует отвести не менее трех-четырех часов. Размеры и материал — по выбору.

Таким образом, при выполнении последнего задания смыкаются задачи обучения краткосрочным рисункам и задачи предмета «Композиция».

Вернуться к предыдущей части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 10,587

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS