Урок 21-в.Как правильно нарисовать дерево и цветы (Часть 3)
Весной, перед окончанием учебного года, занятия зарисовками и набросками растений из класса выносятся на природу.
Место для первого занятия должно быть заранее выбрано преподавателем с учетом возможности решения намеченных учебных задач. Для этой цели в черте города пригодны парк, бульвар, сквер, ботанический или фруктовый сад. Но более разнообразный материал для занятий может дать поездка за город.
Различие местных климатических условий в многочисленных областях России затрудняет рекомендацию конкретных объектов, которые можно предложить для зарисовок и набросков. Поэтому укажем лишь на те учебные задачи, которые должны быть решены в это время:
1. Продолжение изучения строения разных пород деревьев (лиственных и хвойных) и некоторых видов кустарников, встречающихся в данном районе, используя для этого метод сравнения между собой обобщенных изображений разных не сходных по своему строению (не менее двух-трех) деревьев, например, дуба и ели, березы, сосны, ветлы, ивы.
Если на выбранном для занятий месте окажутся подобные сочетания разных пород деревьев, целесообразно выполнить набросок всей группы, найдя предварительно хорошее композиционное размещение ее в листе и добиваясь обобщенной и вместе с тем ясной характеристики пород деревьев.
2. Если деревья находятся в состоянии цветения, то по выполнении первой задачи надо сразу же приступить к изучению одного дерева (по выбору), посвятив ему отдельный лист. Наряду с наброском целого дерева могут быть сделаны зарисовки отдельной ветки с листьями и цветами, зарисовки «сережек» сосны и березы, ольхи, вербы, орешника, черемухи, цветов яблони, сливы, вишни и других плодовых деревьев.
Особое внимание учащихся следует направить на передачу в зарисовке связи деревьев с землей, на которой они растут, то есть того места, где ствол соединяется с почвой, а также на изображение самой поверхности земли (см. рис. 14, 12).
3. Если остается время, следует предложить учащимся сделать зарисовки с полевых и лесных цветов (ландыш, фиалка, ирис, одуванчик и др.) в несколько увеличенном в сравнении с натурой масштабе.
Перед началом занятия уже на месте преподаватель проводит краткую беседу, в которой разъясняются задача и способы решения, а также согласовываются с каждым учащимся конкретные объекты изображения.
Зарисовки и наброски выполняются графитными карандашами от «М» до «ЗМ», в альбоме (размер до 0,25 листа), а случайные — в небольшом карманном альбомчике. Нужно, чтобы все учащиеся были обеспечены складными стульчиками. На проведение такого занятия в условиях города требуется не меньше четырех учебных часов.
Второе занятие на природе проводится в промежутке между окончанием учебных занятий и началом летней практики. Для его проведения требуется больше учебных часов, так как оно связано с затратой времени на дорогу (не менее пяти-шести часов).
Назначение этого занятия — ознакомление учащихся с зарисовкой пейзажа и со способом применения набросков при поисках и построении пейзажного мотива (с целью подготовки учащихся к самостоятельной работе над пейзажем в период летней практики). Одновременно учащиеся впервые знакомятся с обобщенным изображением пейзажа.
Перед выездом следует провести беседу о работе на «пленэре» и показать, сопровождая необходимыми пояснениями, несколько репродукций предварительных набросков и зарисовок больших мастеров пейзажного жанра: И. Левитана, И. Шишкина, В. Бакшеева, А. Рылова и других, говорящих о том, какое важное значение они придавали поискам пейзажного мотива и его композиции (рис. 11, 12).
Учебное задание состоит в следующем: сделать зарисовку пейзажа («кусок природы») с ограниченным количеством входящих в мотив растительных объектов (группа из двух деревьев). Возможно включение в мотив пейзажа и других второстепенных объектов, как-то: дорога, строение, изгородь, мостик через ручей с его отражением на поверхности воды и т. п. Желательно (но не обязательно) передать в зарисовке и состояние природы (весенний солнечный день, серый пасмурный день, ветер и т. п.).
Уже на месте каждому учащемуся предоставляется самостоятельный выбор пейзажного мотива для зарисовки.
В поисках мотива и его композиционного построения учащиеся делают с натуры несколько предварительных коротких набросков с разных мест, чтобы найти наиболее интересную точку зрения на пейзаж, определить формат зарисовки (отношение высоты к ширине рабочего листа) и ее расположение по горизонтали или по вертикали листа, а также наметить основные темные и светлые места в пейзаже.
Если для найденного мотива пейзажа требуется дополнительный объект (например, для первого плана старый пень, упавший сук или куст, трава или цветок и т. п.), желательно сделать специально для этого наброски или зарисовки на отдельных листах альбома (рис. 13).
После консультации с преподавателем, короткого обсуждения сделанных набросков и определения окончательного варианта композиционного построения учащиеся приступают к выполнению зарисовки.
Материал — мягкий графитный или угольный карандаш, прессованный уголь.
На этом занятия краткосрочными рисунками растений на первом курсе заканчиваются.
Во втором и третьем семестрах продолжается изучение отдельных растений и пейзажа.
В самом начале занятий осенью проводится такой же выход на природу, но задачей его будут уже зарисовки и наброски многопланового пейзажа с открытым пространством, с лесом и перелесками, полями, лугами на вторых и дальних планах, с включением в мотив пейзажа воды (пруд, озеро, река) и объектов, связанных с деятельностью человека (архитектура, жилье, дорога, транспорт и т. п.), а также людей и животных (на вторых и дальних планах). Материал по выбору учащихся.
Осенью же проводится еще одно занятие, посвященное специально зарисовкам городского пейзажа с обязательным включением в качестве объектов парка, городского сада, бульвара или сквера, а также зарисовки осенних цветов в оранжерее, в ботаническом саду и других местах. Некоторые задания в индивидуальном порядке выполняются учащимися самостоятельно.
Нами перечислены только основные задания по краткосрочным рисункам, которые являются отправными при изучении форм растительного мира.
В дальнейшем задача учащихся при самостоятельном изучении мира растений будет заключаться в повышении качества зарисовок и набросков, техники их исполнения и в возможно более широком охвате разнообразных растительных объектов.
Если у некоторых учащихся замечается особая увлеченность и пристрастие к изображению растительного мира, целесообразно на старших (третьем и четвертом) курсах предоставить им большую возможность заниматься этим делом, освобождая их даже от некоторых других занятий краткосрочными рисунками (анималистическими набросками, зарисовками интерьера или городского пейзажа).
2 комментария к “Урок 21-в.Как правильно нарисовать дерево и цветы (Часть 3)”
картинок мало
большое спасибо, на пленере очень помогло!