«Как правильно нарисовать дерево и цветы»


Урок 21-в.Как правильно нарисовать дерево и цветы (Часть 3)

Весной, перед окончанием учебного года, занятия зарисовками и набросками растений из класса выносятся на природу.

Место для первого занятия должно быть заранее выбрано преподавателем с учетом возможности решения намеченных учебных задач. Для этой цели в черте города пригодны парк, бульвар, сквер, ботанический или фруктовый сад. Но более разнообразный материал для занятий может дать поездка за город.

Различие местных климатических условий в многочисленных областях России затрудняет рекомендацию конкретных объектов, которые можно предложить для зарисовок и набросков. Поэтому укажем лишь на те учебные задачи, которые должны быть решены в это время:

1. Продолжение изучения строения разных пород деревьев (лиственных и хвойных) и некоторых видов кустарников, встречающихся в данном районе, используя для этого метод сравнения между собой обобщенных изображений разных не сходных по своему строению (не менее двух-трех) деревьев, например, дуба и ели, березы, сосны, ветлы, ивы.

Если на выбранном для занятий месте окажутся подобные сочетания разных пород деревьев, целесообразно выполнить набросок всей группы, найдя предварительно хорошее композиционное размещение ее в листе и добиваясь обобщенной и вместе с тем ясной характеристики пород деревьев.

14. Н. Н. Хохряков. Зарисовка. Карандаш
14. Н. Н. Хохряков. Зарисовка. Карандаш

2. Если деревья находятся в состоянии цветения, то по выполнении первой задачи надо сразу же приступить к изучению одного дерева (по выбору), посвятив ему отдельный лист. Наряду с наброском целого дерева могут быть сделаны зарисовки отдельной ветки с листьями и цветами, зарисовки «сережек» сосны и березы, ольхи, вербы, орешника, черемухи, цветов яблони, сливы, вишни и других плодовых деревьев.

Особое внимание учащихся следует направить на передачу в зарисовке связи деревьев с землей, на которой они растут, то есть того места, где ствол соединяется с почвой, а также на изображение самой поверхности земли (см. рис. 14, 12).

3. Если остается время, следует предложить учащимся сделать зарисовки с полевых и лесных цветов (ландыш, фиалка, ирис, одуванчик и др.) в несколько увеличенном в сравнении с натурой масштабе.

12. И. Левитан. Пейзаж. Карандаш
12. И. Левитан. Пейзаж. Карандаш

Перед началом занятия уже на месте преподаватель проводит краткую беседу, в которой разъясняются задача и способы решения, а также согласовываются с каждым учащимся конкретные объекты изображения.

Зарисовки и наброски выполняются графитными карандашами от «М» до «ЗМ», в альбоме (размер до 0,25 листа), а случайные — в небольшом карманном альбомчике. Нужно, чтобы все учащиеся были обеспечены складными стульчиками. На проведение такого занятия в условиях города требуется не меньше четырех учебных часов.

Второе занятие на природе проводится в промежутке между окончанием учебных занятий и началом летней практики. Для его проведения требуется больше учебных часов, так как оно связано с затратой времени на дорогу (не менее пяти-шести часов).

Назначение этого занятия — ознакомление учащихся с зарисовкой пейзажа и со способом применения набросков при поисках и построении пейзажного мотива (с целью подготовки учащихся к самостоятельной работе над пейзажем в период летней практики). Одновременно учащиеся впервые знакомятся с обобщенным изображением пейзажа.

11. И. Левитан. Наброски пейзажных мотивов. Перо, тушь, кисть
11. И. Левитан. Наброски пейзажных мотивов. Перо, тушь, кисть

Перед выездом следует провести беседу о работе на «пленэре» и показать, сопровождая необходимыми пояснениями, несколько репродукций предварительных набросков и зарисовок больших мастеров пейзажного жанра: И. Левитана, И. Шишкина, В. Бакшеева, А. Рылова и других, говорящих о том, какое важное значение они придавали поискам пейзажного мотива и его композиции (рис. 11, 12).

Учебное задание состоит в следующем: сделать зарисовку пейзажа («кусок природы») с ограниченным количеством входящих в мотив растительных объектов (группа из двух деревьев). Возможно включение в мотив пейзажа и других второстепенных объектов, как-то: дорога, строение, изгородь, мостик через ручей с его отражением на поверхности воды и т. п. Желательно (но не обязательно) передать в зарисовке и состояние природы (весенний солнечный день, серый пасмурный день, ветер и т. п.).

Уже на месте каждому учащемуся предоставляется самостоятельный выбор пейзажного мотива для зарисовки.


В поисках мотива и его композиционного построения учащиеся делают с натуры несколько предварительных коротких набросков с разных мест, чтобы найти наиболее интересную точку зрения на пейзаж, определить формат зарисовки (отношение высоты к ширине рабочего листа) и ее расположение по горизонтали или по вертикали листа, а также наметить основные темные и светлые места в пейзаже.

Если для найденного мотива пейзажа требуется дополнительный объект (например, для первого плана старый пень, упавший сук или куст, трава или цветок и т. п.), желательно сделать специально для этого наброски или зарисовки на отдельных листах альбома (рис. 13).

13. Учебная зарисовка растения для первого плана. Карандаш
13. Учебная зарисовка растения для первого плана. Карандаш

После консультации с преподавателем, короткого обсуждения сделанных набросков и определения окончательного варианта композиционного построения учащиеся приступают к выполнению зарисовки.

Материал — мягкий графитный или угольный карандаш, прессованный уголь.

На этом занятия краткосрочными рисунками растений на первом курсе заканчиваются.

Во втором и третьем семестрах продолжается изучение отдельных растений и пейзажа.

В самом начале занятий осенью проводится такой же выход на природу, но задачей его будут уже зарисовки и наброски многопланового пейзажа с открытым пространством, с лесом и перелесками, полями, лугами на вторых и дальних планах, с включением в мотив пейзажа воды (пруд, озеро, река) и объектов, связанных с деятельностью человека (архитектура, жилье, дорога, транспорт и т. п.), а также людей и животных (на вторых и дальних планах). Материал по выбору учащихся.

Осенью же проводится еще одно занятие, посвященное специально зарисовкам городского пейзажа с обязательным включением в качестве объектов парка, городского сада, бульвара или сквера, а также зарисовки осенних цветов в оранжерее, в ботаническом саду и других местах. Некоторые задания в индивидуальном порядке выполняются учащимися самостоятельно.

Нами перечислены только основные задания по краткосрочным рисункам, которые являются отправными при изучении форм растительного мира.

В дальнейшем задача учащихся при самостоятельном изучении мира растений будет заключаться в повышении качества зарисовок и набросков, техники их исполнения и в возможно более широком охвате разнообразных растительных объектов.

Если у некоторых учащихся замечается особая увлеченность и пристрастие к изображению растительного мира, целесообразно на старших (третьем и четвертом) курсах предоставить им большую возможность заниматься этим делом, освобождая их даже от некоторых других занятий краткосрочными рисунками (анималистическими набросками, зарисовками интерьера или городского пейзажа).

Вернуться к предыдущей части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 9,524

2 комментария к “Урок 21-в.Как правильно нарисовать дерево и цветы (Часть 3)”

  • Амаля
    31 мая, 2012, 9:10
    Цитировать

    картинок мало

  • оля
    19 июня, 2012, 9:41
    Цитировать

    большое спасибо, на пленере очень помогло!

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS