«Как нарисовать дерево и цветы красками»


Урок 21-б.Как правильно нарисовать дерево и цветы (Часть 2)

Когда найдены ответы на вопросы, следует, наметив компоновку, сразу же приступить к зарисовкам.

Поскольку черешок листа и его продолжение (главная жилка) определяют направление движения всей массы листа в пространстве и служат одновременно осью симметрии, с них и начинается построение формы листьев.

Легким касанием карандаша наносятся на бумагу эти три вспомогательные линии, и, начиная от перехода черешка в жилку, намечается длина каждого листа. Затем, определив самое широкое место каждого листа и сделав соответствующую отметку на главной жилке (ось симметрии), следует нанести вспомогательные поперечные линии (крестовины) соответственно самой широкой части каждого листа.

6. Последовательное построение формы листа
6. Последовательное построение формы листа

Чтобы построить форму листа, надо сначала мысленно, а затем карандашом отметить наиболее выступающие точки его контура. Если затем соединить эти точки тонкими вспомогательными линиями (начиная сверху), на бумаге получаются геометрические фигуры, соответствующие общей конфигурации каждого листа (рис. 6).

В пределах этих геометрических фигур, ориентируясь на главную жилку как на ось симметрии, надлежит построить характерный контур каждого листа, выполняя его штриховой линией.

Под конец остается только наметить по обе стороны главной жилки, начиная снизу, наиболее заметные прожилки, направленные к выдающимся наружу частям контура. Следует при этом иметь в виду, что их взаиморасположение в листе у разных пород деревьев неодинаковое. Тонкие прожилки дополняют зарисовку, делают ее убедительнее, придают некоторую материальность изображению.

Вторые сорок пять минут занятия отводятся таким же зарисовкам, с той лишь разницей, что в качестве натуры предлагаются другие три листа разных пород деревьев (или других растений), похожих между собой, но все же отличающихся по форме (например, клен, смородина, земляника) и имеющих свои характерные признаки. Этим усложняется задача наблюдения. Способ выполнения — как и в предыдущем задании (рис. 6). Уже с самых первых учебных заданий по краткосрочным рисункам (в данном случае, с растений) учащиеся должны учиться цельно воспринимать общую форму и быстро анализировать ее, чтобы без задержки отвечать самому себе на вопрос «как это устроено?». Поэтому мы и уделили простым зарисовкам листьев несколько больше внимания, чем, казалось бы, это нужно.

7. А. Барщ. Зарисовка декоративного растения.  «Традексенция». Карандаш, акварель
7. А. Барщ. Зарисовка декоративного растения. «Традексенция». Карандаш, акварель

Для следующего, третьего двухчасового занятия натурой может служить весьма распространенное комнатное декоративное растение с одночерешковыми листьями — традесканция (оно может быть заменено другим, сходным по строению декоративным растением) (рис. 7).

Горшок со свисающими вниз длинными побегами растения помещается в кашпо, которое подвешивается на уровне глаз учащихся на белом фоне. Освещение — верхне-боковое, несильное. Размер — 0,25 листа. Материал — карандаш «2М» — «ЗМ».

Требуется сделать зарисовку одного-двух побегов этого растения, а затем — дополнительную зарисовку с нескольких листьев в более крупном масштабе.

Компоновка двух изображений на одном листе бумаги потребует предварительного обдумывания. В зарисовке должно быть обращено особое внимание на правильное размещение листьев в пространстве относительно основного стебля.

Зарисовка ведется «акцентированным» штрихом. Если же для показа материальности листьев этого оказывается недостаточно, то в затененных местах натуры накладывается легкая светотень.

Если окажется возможным, полезно уделить время на еще одно упражнение, посвященное зарисовке растения, похожего по строению на традесканцию, но с листьями другой, более сложной формы, например плюща.

Кроме повторного решения задач предыдущего задания, здесь можно познакомить учащихся с особенностями других графических материалов, с применением другой техники исполнения. В частности, для этого упражнения можно рекомендовать кроме графитного карандаша технику перо-тушь или одноцветную акварель (кисть колонковая, тонкая № 8—10).

Исполненные зарисовки могут служить подсобным материалом при проведении занятий по составлению мотивов растительного декоративного орнамента на курсе «Специальная композиция».

8. А. Барщ. Зарисовка цветка нарцисса. Карандаш
8. А. Барщ. Зарисовка цветка нарцисса. Карандаш

Задание четвертое также должно быть отнесено на холодный осенне-зимний период, когда в качестве натуры можно предложить ветку ели или сосны с шишками. Учащиеся знакомятся с графическими средствами и способами обобщенного изображения растений, у которых вместо листьев хвоя, используя для этой цели разную технику и материалы (перо-тушь, кисть — акварель, угольный карандаш).

Последними заданиями учебного года могут быть зарисовки и наброски с комнатных декоративных древообразных растений (лимон, камелия, фикус и др.).


Зимой не всегда и не везде можно в качестве натуры использовать живые цветы. Но если такая возможность имеется, то желательно перед летней практикой провести хотя бы одно-два занятия, посвященные изучению только цветка, способу быстрого анализа и приемам построения его формы в разных положениях по отношению к рисующему.

Выбор натуры бывает невелик. Приходится ограничиваться тем, что в это время можно достать в цветочных магазинах или в оранжерее, обычно — срезанные тюльпаны или нарциссы.

9. А. Барщ. Зарисовка цветка тюльпана. Карандаш
9. А. Барщ. Зарисовка цветка тюльпана. Карандаш

Строение цветов нарцисса и тюльпана несложно (рис. 8, 9). Лепестки венчика расположены симметрично по кругу, цветоножка, цветоложе и чашечка просты по форме, поэтому на всех стадиях цветения не трудно разобраться в строении цветка.

Для группы следует поставить в разных местах класса в трех-четырех простых по форме сосудах с водой по два-три цветка в каждом.

В короткой беседе, сопровождаемой пояснительными рисунками углем на отдельном листе бумаги, преподаватель знакомит учащихся с содержанием занятия.

Анализ строения цветка состоит в том, чтобы быстро установить, из каких геометрических фигур и тел или их комбинаций состоит форма цветка в целом и в деталях (цветоножка, цветоложе, зеленая чашечка и венчик).

10. Схема построения цветка
10. Схема построения цветка

Само построение цветка заключается в постепенном наращивании формы его частей с ориентировкой на воображаемую конструктивную ось, которая проходит (начиная снизу) через стебель и геометрические центры всех частей цветка (рис. 10).

Задача построения цветка несколько усложняется тем, что, разобравшись и полностью поняв строение его формы, учащимся надо наметить на листе эту конструкцию в том повороте, который виден с его места. Здесь помогает знание правил наглядной перспективы и умение применять их при построении геометрических фигур и тел. В этом смысле построение цветка сложной формы служит хорошим проверочным упражнением на построение и умение строить форму «от себя» (по представлению).

Надо иметь в виду, что цветы разных растений различаются количеством лепестков, их формой, размерами частей. Поэтому для зарисовки цветка приходится строить каждый раз особую схему, соответствующую его характеру, его пропорциям и его положению в пространстве.

Имея перед глазами схему построения, учащийся может уверенно, изредка взглядывая на натуру, акцентированным штрихом передавать обобщенную форму цветка, дополняя ее отобранными во время анализа особо характерными деталями. Следует предупредить учащихся, что схема в процессе работы несет вспомогательную функцию — это только план построения формы.

Будучи результатом внимательного наблюдения и изучения натуры, схема строения хорошо удерживается в сознании. Поэтому нет необходимости строить схему полностью — лучше ограничиться только легкими заметками на бумаге и, ориентируясь на них, сразу выполнять зарисовку.

Правдивое реалистическое изображение натуры, как правило, не укладывается в мертвую геометрическую схему. Сама натура убеждает в этом. Один лепесток цветка может оказаться больше других или завернуться, выпадая из предназначаемого ему по схеме места, сохраняя, однако, симметричное положение с противоположным лепестком; другой может быть помятым или с оторванным краем и т. п. Это те характерные подробности, которыми не следует пренебрегать, выполняя зарисовку. Не нарушая цельности изображения, они придают зарисовке убедительность и живость.

Общая цель этих зарисовок состоит в том, чтобы учащиеся хорошо усвоили способ анализа строения растения, что должно подготовить их к самостоятельному изучению и обобщенному изображению растений во время прохождения летней практики в природных условиях.

Читать продолжение
Вернуться к предыдущей части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 3.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 12,509

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS