«Как нарисовать дерево и цветы карандашем»


Урок 21-а. Как правильно нарисовать дерево и цветы (Часть 1)

Как объект изображения растения условно могут быть отнесены к неподвижной натуре. Условно потому, что растение фактически не является «мертвой» и абсолютно неподвижной натурой. Оно живое. Оно растет, увеличиваясь в размере, изменяя постепенно свою первоначальную форму и внешний вид; от появившегося из земли ростка — к первому листочку, от бутона — до распустившегося цветка и к созревшему плоду; от желудя — до могучего векового дуба. Но глаз человека неспособен улавливать такое сверхмедленное движение. Растения нами воспринимаются статуарно, как неподвижный объект.

В творческой деятельности художников, работающих в разных жанрах и специальностях изобразительного искусства, растения занимают значительное место. И это понятно — ни один художник-реалист не может равнодушно пройти мимо мира растений с его насыщенностью красками и тонкими цветовыми отношениями, мимо его многообразных, неожиданно причудливых форм.

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры масляных картин можно увидеть в разделе «продажа картин», а также на нашем сайте предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».

Растения изображали многие большие художники: А. Иванов, К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, И. Шишкин, М. Врубель, С. Герасимов, П. Кончаловский, а из зарубежных — Э. Мане, В. Ван-Гог и другие, и целая плеяда фламандоких мастеров живописи XVI—XVII веков: Рембрандт, Снайдерс, Рубенс, Я. де Гем и многие другие.

Наиболее часто образы растительного мира раскрываются художниками в таких жанрах станковой живописи, как натюрморт и пейзаж.

1. В. Серов. Набросок «Дуб». Карандаш
1. В. Серов. Набросок «Дуб». Карандаш

Растительные мотивы занимают значительное место в орнаментально-декоративном оформлении изделий прикладного искусства, которые выполняются из разных материалов, отличающихся друг от друга по своим художественным свойствам и особенностям техники работы над ними. Поэтому трактовка формы растительного мотива в орнаментальном решении может оказаться самой различной (объемно-пространственной, декоративнонплоскостной для росписей по ткани и по фарфору; объемной или линейной — по металлу, по стеклу и по кости, а также при исполнении узорно-кружевных изделий). Но во всех случаях трактовка формы растений должна быть в той или иной мере обобщенной, чтобы изображение легко и просто можно было выполнить в материале.

Умения обобщать можно достигнуть на основе изучения строения растений с помощью многочисленных зарисовок и набросков с натуры.

Можно считать, что учебные зарисовки и наброски с растений, помогая обучению реалистическому рисунку, в то же время приводят учащихся к умению решать художественные и практические задачи прикладного искусства.

Первое двухчасовое занятие должно быть посвящено зарисовке дерева. Оно проводится в парке, на бульваре, сквере, где имеются деревья разных пород, в один из теплых осенних дней, когда листва еще полностью не опала и под кроной хорошо видны стволы деревьев, их главные и боковые ветви.

Группу учащихся следует разместить на большом расстоянии от деревьев, которые будут служить объектами изображения. При этом желательно, чтобы хорошо читался силуэт каждого дерева. Лучшим фоном будет небо.

2. Д. Кардовский. Зарисовка «Сосны». Карандаш
2. Д. Кардовский. Зарисовка «Сосны». Карандаш

Перед началом занятия, как всегда, проводится пояснительная беседа, во время которой учащимся могут быть показаны специально отобранные Для этой цели зарисовки и наброски художников-мастеров.

В ботанике растения по различным признакам делятся на группы, классы, семейства и т. д. В повседневной жизни мы привыкли без особых затруднений, лишь по одному внешнему виду, даже по одному характерному силуэту отличить дерево от кустарника, кустарник от травы, мох от гриба и т. п.

Деревья имеют твердый, покрытый корой ствол и зеленую лиственную (или хвойную) крону. У кустарника вместо главного ствола — гибкие невысокие деревянистые стебли, растущие от одного корня. У трав — тонкие зеленые стебли.

Типические для всех деревьев признаки — ствол, главные ветви, мелкие веточки, листья. Однако ствол дуба отличается от стволов березы, сосны, тополя, ели не только по цвету и фактуре коры, но и расположением главных веток и веточек по отношению к стволу, направлением их движения.

Особенность строения дерева (его каркас) обусловливает характер дерева каждой породы и силуэт кроны — всего его внешнего облика. В народном поэтическом творчестве характерные внешние признаки различных пород деревьев закрепились в таких образных эпитетах, как «дуб могучий», «сосенка стройная», «березка кудрявая», «ель раскидистая», «ивушка плакучая» (рис. 1—3).

3. Учебная зарисовка березы. Карандаш
3. Учебная зарисовка березы. Карандаш

При исполнении зарисовки или наброска дерева для выявления характерных признаков формы требуется предварительный анализ строения его пространственного гибкого и прочного каркаса (рис. 4).

На вопрос «каково строение дерева», то есть устройство его каркаса, ответить сразу трудно, так как он частично скрыт зеленой кроной.

Зарисовка дерева всегда должна начинаться снизу, от корней в сторону роста дерева, с нанесения на рабочий лист легких (вспомогательных линий — так называемых пространственных, «конструктивных» осей, как бы направляющих движение ствола и по отношению к нему — ветвей и боковых веток (рис. 5).

4. Сравнительная схема строения деревьев (дуб, ель, сосна, береза)
4. Сравнительная схема строения деревьев (дуб, ель, сосна, береза)

Затем также очень легкими касаниями карандаша намечается общая масса силуэта всей кроны, а внутри ее обязательно с соблюдением размерных отношений (пропорций) — основные части, составляющие крону в целом (рис. 5).

Следующая стадия зарисовки состоит в определении по «конструктивным осям» постепенно уменьшающихся в толщине видимых частей ствола и уточнении общей массы силуэта кроны (рис. 5).

Дальнейшая работа над зарисовкой заключается в объединении отдельных частей кроны в одно целое (обобщение) посредством нанесения в затемненных местах общей легкой тени (как подсказывает натура), что придает зарисовке некоторую объемность.

Последняя стадия зарисовки — это дополнительные поиски особо характерных подробностей, которые могут выражаться, например, в выступающих из земли корнях, в особенностях фактуры коры дерева, в характерных изгибах ствола и боковых ветвей и т. п., а под конец — очень сдержанное подчеркивание штрихом особенностей контура и обобщение всей массы кроны (рис. 5).

Завершение работы над зарисовкой должно быть осторожным и обдуманным, иначе может произойти разрушение цельности изображения и его выразительности за счет перегрузки деталями. Размер — 0,25 листа. Материал — графитный или угольный карандаш «2М» — «ЗМ».

5. Последовательность в изображении дерева
5. Последовательность в изображении дерева

Учебная роль такой зарисовки весьма значительна. Учащиеся осваивают метод анализа формы и на конкретных примерах учатся выделять существенно нужное для обобщенного изображения типического. Они знакомятся также со способом применения вспомогательных конструктивных осей, облегчающих построение формы, которыми им придется не один раз пользоваться в дальнейшем.

Как домашнее задание с целью закрепления полученных знаний учащимся предлагается вполне самостоятельно сделать подобную же зарисовку дерева другой породы.

Для второго занятия каждому в качестве натуры предлагаются три близких по форме листа разных пород — тополя, березы и осины, наклеенные на белый лист бумаги (из специального собранного в период летней практики гербария). В течение учебного часа (сорок пять минут) надо сделать на одном листе контурные зарисовки этих листьев.

Перед началом занятия преподаватель в краткой беседе разъясняет задачу и последовательность работы.

Прежде чем начать рисовать, придется внимательно разобраться в натуре, задавая себе вопросы: «Что у этих листьев является одинаковым, то есть типическим, свойственным также и другим листьям?» Очевидно, эта конструкция (строение), состоящая из черешка, который, продолжаясь, переходит в главную жилку, делящую листья симметрично, на две примерно одинаковые части. По обе стороны от главной жилки отходят постепенно утончающиеся прожилки, направляясь к крайним выступающим частям листа, а от них разветвляются в обе стороны еще более тонкие. Таким образом, образуется конструктивная сетка (каркас), на которой укреплена вся плоская зеленая масса листа (листовая пластинка).

Заметим, что строение листа похоже на строение дерева: черешок напоминает ствол, прожилки отвечают ветвям и веточкам, а вся зеленая масса листа как бы соответствует кроне. Только крона дерева объемна, а лист — плоский и по своему  строению почти симметричен.

Чем же эти листья отличаются друг от друга? Прежде всего внешними очертаниями, то есть контурной линией, которая включает всю массу листа, и размерами — отношениями между длиной и шириной каждого листа.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 22,801

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS