«Светотень и тон»


Урок 17. Светотень и тон

Выше было сказано, что непременным условием реалистического рисунка является правильное перспективное, т. е. глубинное построение формы изображаемых тел. Для наиболее полного представления о всем многообразии рельефа формы обучающемуся необходимо видеть и понимать закономерности распределения света и тени на поверхности формы и уметь ими пользоваться.

Степень освещенности поверхности тела, или светосила, прямо пропорциональна силе источника света и обратно пропорциональна квадрату расстояния между источником света и освещенным телом. Следовательно, если расстояние это невелико, то изменение его величины будет очень заметно: так, если расстояние будет удвоено, то светосила ослабеет в четыре раза.

Кроме того, степень освещенности поверхности тем больше, чем прямее угол падения лучей, и тем меньше, чем этот угол острее (так называемые «косые лучи»).

В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину недорого маслом на холсте, примеры работ художника Ирины Панариной-Сильвестровой можно увидеть в разделе «продажа картин», также на нашем сайте предоставлятся услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».

1. Распределение света на объемном предмете: 1 — свет; 2 — полутень; 3 — собственная тень; 4 — падающая тень; 5 — блик; 6 — рефлекс
1. Распределение света на объемном предмете: 1 — свет; 2 — полутень; 3 — собственная тень; 4 — падающая тень; 5 — блик; 6 — рефлекс

На поверхность объемных предметов (рис. 1) лучи от источника света падают под разными углами и, следовательно, освещают ее с разной силой. Кроме того, на часть поверхности, противоположную источнику света, они совсем не попадают и эта неосвещенная часть поверхности будет находиться в так называемой собственной тени. Часть освещенной поверхности, в которой отражается источник света, называется бликом.

Часть поверхности, слабо освещенная, так как лучи света падают на нее косо, находится в полутени.

Часть поверхности предмета, обращенная в сторону источника света, но затемненная телом, преграждающим световые лучи, находится в падающей тени.

Собственная тень предмета, как правило, слабо освещена лучами света, отраженного от окружающих предметов, и поэтому обычно бывает светлее падающей тени. Такое усветление тени отраженным светом называется световым рефлексом.

На степень освещенности отдельных мест натуры, особенно на силу бликов и рефлексов, очень влияет характер поверхности тела: так, от полированной, зеркальной поверхности свет отражается ярче, от матовой — бледнее.

На округлых поверхностях градация света и тени постепенна, переходы не имеют четких границ; на граненых поверхностях переходы резки и определяются ребрами плоскостей.

Свет различают концентрированный и рассеянный. Концентрированные лучи идут от небольших источников света (лампа, свеча и пр.), условно принимаемых за светящуюся точку, от которой лучи расходятся радиально в разные стороны; эти лучи называются центральными.

2. Тени при солнечных лучах, параллельных картинной плоскости
2. Тени при солнечных лучах, параллельных картинной плоскости

Рассеянные лучи наблюдаются в тех случаях, когда источников света несколько или один, но занимающий большую площадь, например, небо в серый день, большое окно, много ламп, освещающих натуру с разных сторон. Такое освещение не дает четких границ между световой и теневой частями, ослабляет их контрасты и не способствует выявлению объемной формы предметов. Однако самые большие источники света в природе — солнце и луна — находятся от нас настолько далеко, что дают не рассеянный, а концентрированный свет, идущий как бы из одной точки, и лучи их мы условно принимаем за параллельные.

Тени от солнца, находящиеся перед рисующим
3. Тени от солнца, находящиеся перед рисующим

На рис. 2 показано построение падающих теней на горизонтальную плоскость при солнечном освещении; когда лучи солнца параллельны картинной плоскости. Вертикальные линии здесь дают горизонтальные тени, а длину их определяет угол падения лучей. Рис. 3 изображает предметы, стоящие между солнцем и рисующим. На горизонте найдена точка под источником света, отложена вверх высота солнца над горизонтом, из этих найденных точек проведены касательные к предметам, и таким образом получены очертания падающих теней. Вертикали дают горизонтальные падающие тени, параллельные между собой; точка схода их лежит под солнцем на горизонте. Если рисующий сидит спиной к солнцу, расстояние между солнцем и горизонтом откладывается вниз, как это показано на рис. 4.

4. Тени от солнца, находящиеся сзади рисующего
4. Тени от солнца, находящиеся сзади рисующего

При концентрированных радиальных лучах (лампа, фонарь, свеча т. д.) тени от предметов падают, расходясь в разные стороны от светящейся точки. На рис. 5 изображены геометрические тела, стоящие на горизонтальной плоскости и освещенные из одной точки сверху. Для построения теней, падающих от этих предметов, находят на предметной плоскости, или на ее продолжении, точку А, лежащую под лампой (проекция С). Затем проводят от точек А и С горизонтальные линии, касательные к краям геометрических тел, и лучи, тоже касательные к краям этих тел. Точки пересечения соединяются, как это показано на рисунке.

5. Построение теней при центральных лучах
5. Построение теней при центральных лучах

Эти же касательные линии определяют и границы собственных теней на предметах. Если соединить на цилиндре точки Б и В, получим границу между освещенной и теневой поверхностями. Граница тени на конусе лежит по линии, соединяющей вершину с точкой Г. Естественно, что границами теней у куба являются ребра квадратов.

Воздух не совсем прозрачен, и большой слой его заметно рассеивает лучи. Ближние предметы мы видим ясно, а находящиеся дальше — менее четко; вдали предметы кажутся подернутыми «дымкой», края их формы «тают» в воздушной среде. Следовательно, по мере удаления от зрителя предметы как бы бледнеют, разница между освещенной и затемненной частями натуры (контрастность) ослабевает.


По этой причине мы очень ясно, подробно и объемно воспринимаем форму, находящуюся близко, и более плоско и обобщенно — ту, которая удалена от нас.

Все сказанное о свете, о тени собственной и падающей, о полутени (полутоне), рефлексе, блике разбиралось нами без учета физических свойств натуры, ее способности отражать или поглощать световые лучи. Если мы одинаково осветим два предмета, близких по форме, но различных по материалу и окраске, например глиняную крынку и керамический сосуд, облитый темной глазурью, — разница их световой характеристики очевидна. На матовой крынке четко различимы освещенная часть поверхности, полутон и затененная часть. На глазурованном сосуде разница между освещенным и затененным участками не велика, зато ярко блестят блики и рефлексы. Первый предмет мы воспринимаем как светлый, второй как темный. Здесь мы подходим к понятию «тона». Под тоном обычно понимается светосила, которая, в свою очередь, зависит от характера поверхности предмета, его окраски, способности отражать световые лучи, от их силы и угла падения.

В натуре всегда можно найти самое темное место и самое светлое. Разница между ними огромна. На предметах бывают такие яркие блики, что на них трудно смотреть. А средства, которыми располагает художник, ограничены — светлее белой бумаги у рисовальщика или белил у живописца ничего нет; самый темный тон, которого может достичь художник, — густая тушевка карандашом, углем и т. п. Следовательно, в рисунке диапазон между светлым и темным неизмеримо меньше, чем в природе, и достичь абсолютной силы или иллюзии в передаче света и тени невозможно да и не нужно. Никакое подчернение теней, или подкрашивание бликов мелом, белилами, как пытаются иногда делать учащиеся, не помогает, если не переданы точно тональные отношения.

Для верного их определения надо найти в натуре самое светлое и самое темное место, и решить, какой силы они должны быть в рисунке. Это зависит от задачи рисунка, т. е. от характера натуры. Если натура контрастна, тени прокладываются гуще: если натура в светлой сближенной гамме — тени прокладываются легко. Это и определяет тональный масштаб рисунка. Все остальные тени, полутени и т. п. рассматриваются как промежуточные и прокладываются в тех же отношениях друг к другу, что и в натуре. Но так как всю массу оттенков натуры передать невозможно, приходится многие из них отбрасывать и передавать лишь самые главные.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 3,238

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS