«Линейная перспектива»


Урок 16-б. Линейная перспектива (Часть 2)

4. Леонардо да Винчи. Перспективное построение картины
4. Леонардо да Винчи. Перспективное построение картины

Нетрудно определять уровень горизонта, когда натура подобна изображенной на рис. 4. Здесь можно довольно точно чувствовать горизонт в глубине пространства. На рис. 5, хотя пространство закрытое, все же можно ориентироваться. Ясно, что рисующий сидел, и уровень его глаз (точка наблюдения) совпадала с уровнем глаз сидящих персонажей.

Рассмотрим еще несколько правил линейной перспективы:

5. И.Е. Репин. А.М. Горький читает пьесу «Дети солнца»
5. И.Е. Репин. А.М. Горький читает пьесу «Дети солнца»

1. Параллельные линии натуры, если они идут под углом к картинной плоскости, например рельсы, уходящие в глубину, кажутся глазу сходящимися в одной точке. Их и следует рисовать направленными в эту точку. Если они параллельны картинной плоскости, то останутся параллельными между собой и на рисунке. Поэтому вертикальные линии, например, всегда изображаются вертикальными. Исключением может быть случай, когда картинная плоскость мыслится наклонной: тогда вертикали будут сходиться.

В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину недорого маслом на холсте, примеры работ художника Ирины Панариной-Сильвестровой можно увидеть в разделе «продажа картин», также на нашем сайте предоставлятся услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».

6. Перспектива куба
6. Перспектива куба

2. Если линии параллельны плоскости горизонта или предметной плоскости, т. е. горизонтальны, то точка их схода лежит на линии горизонта. Если они наклонны, — точка схода лежит выше или ниже горизонта.

3. Прямые линии, перпендикулярные картинной плоскости, на рисунке будут сходиться в центральной точке схода.

На рис. 6 изображены кубы, стоящие на разной высоте, во фронтальном положении. Здесь параллельны картинной плоскости все вертикальные ребра и половина горизонтальных. Остальные горизонтальные ребра перпендикулярны картинной плоскости и направляются в центральную точку схода.

7. Перспектива куба
7. Перспектива куба

На рис. 7 показаны кубы, стоящие под случайным углом к картинной плоскости. Куб а поставлен к ней под углом 45°, поэтому разворот плоскостей в стороны у него одинаков, а точки схода, левая и правая равно удалены от точки Р (это расстояние условно принимается равным расстоянию от точки наблюдения до точки Р). Ближнее и дальнее ребра куба находятся на одной вертикали.

Кубы д и г стоят на горизонтальной плоскости под случайным углом к картинной плоскости. Следовательно, здесь имеется группа вертикальных ребер и две группы параллельных между собой горизонтальных ребер, имеющих точки схода на горизонте, причем левая точка схода расположена близко, а правая — далеко за пределами картины.


Куб в имеет положение, при котором четыре ребра горизонтальны, и одно из них лежит в плоскости горизонта. Следовательно, эти ребра будут иметь точку схода на горизонте, в данном случае справа за пределами картины. Остальные ребра наклонны; часть их направляется в точку схода, лежащую ниже горизонта, часть в точку, лежащую выше горизонта.

У куба б все грани и ребра наклонны, следовательно, все три точки схода лежат за пределами горизонта.

8. Перспектива этажерки
8. Перспектива этажерки

Рис. 8 изображает схемы двух этажерок: стоящей и лежащей. Каждое звено этажерок имеет в основе куб. Здесь наглядно показано изменение очертаний кубов и ограничивающих их квадратов при удалении в глубину и возвышении до горизонта и выше.

На рис. 9 изображен стол, на нем стоят куб и пирамида. Горизонт находится в верхней части картинной плоскости, главный перпендикуляр проходит через середину стола. Все три предмета поставлены фронтально, т. е. параллельно картинной плоскости, следовательно, часть горизонтальных линий проводится параллельно горизонту, а часть направляется в центральную точку схода.

9. Куб и пирамида на горизонтальной плоскости
9. Куб и пирамида на горизонтальной плоскости

Если из той же точки наблюдения рисовать не весь стол, а только место, отмеченное на рисунке пунктиром, необходимо перенести направление взгляда или главного луча зрения вправо. Вместе с этим смещается и картинная плоскость, по отношению к которой предметы будут стоять теперь уже под случайным углом (рис. 10). Здесь все горизонтальные линии поднимаются к горизонту, в точки схода, лежащие за пределами картины влево и вправо. Горизонт предполагается выше верхнего края картины.

10. Часть рисунка 9, отмеченная пунктиром
10. Часть рисунка 9, отмеченная пунктиром

Рисуя тела вращения, важно знать, какие перспективные изменения наблюдаются у окружности при разных ее положениях в пространстве. Рис. 11, А изображает квадрат с вписанной в него окружностью во фронтальном положении. Выше изображен квадрат с учетом перспективных сокращений, для чего найдена точка схода Р (рис. 11, Б). В нее направлены боковые ребра и отмечено сокращение формы в глубину (расстояние в—г). Проведя диагонали, находим центр квадрата, который будет и центром круга. Мы видим, что центр передвинулся отточки г ближе к точке в, т. е. ближняя половина квадрата стала несколько больше дальней. Следовательно, и ближняя половина круга также будет больше дальней. Проведя через точку О прямую, параллельную двум сторонам квадрата, и прямую, перпендикулярную им, из точки Р, находим точки (а, б, в, г) касания, окружности с квадратом и диаметры окружности: больший (аб) и меньший (вг). Соединив найденные точки дугами, получим замкнутую кривую, формой напоминающую эллипс, которая и передает перспективные изменения окружности.

11. Перспектива окружности
11. Перспектива окружности

Практически при рисовании для построения перспективы окружности нет надобности делать описанные выше построения квадрата и пр. Обыкновенно вполне достаточно определить пропорции и направление диаметров аб и вг (рис. 11, В). Опираясь на полученные четыре точки, уже можно строить окружность, сначала приблизительно определяя основные направления частей ее (рис. 11, Г), а потом объединить в плавную округлую линию (рис. 11, Д). Рис. 11, Е показывает неправильное изображение круга в перспективе. Здесь дальняя и ближняя полуокружности изображены равными, что искажает действительные очертания круга. Кроме того, левый и правый изгибы окружности слишком угловаты, а они должны быть плавно закруглены.

12. Перспектива тел вращения
12. Перспектива тел вращения

Художнику приходится очень часто иметь дело с различными телами вращения прямых (конус, цилиндр), ломаных и кривых линий (крынка, горшок, ваза и пр.), основанием которых является круг. Практически в большинстве случаев можно руководствоваться тем, что больший диаметр окружности изображается перпендикулярно оси тела вращения. На рис. 12 большие диаметры перпендикулярны осям цилиндра А, стоящего вертикально, и цилиндра Б, находящегося под углом к картинной плоскости. Цилиндры изображены для наглядности как бы разрезанными на равные части. Цилиндр А стоит вертикально, следовательно, боковые стороны и ось его вертикальны. Круги все удлинены по горизонтали и сжаты в направлении оси цилиндра. Один круг совпадает с горизонтом, он виден как прямая линия. По мере удаления от горизонта круги становятся шире, как это было с полками этажерок (см. рис. 8).

Цилиндр Б наклонен и направляется в глубину. Его ось и боковые границы направляются в общую точку схода. Следовательно, ближняя часть цилиндра шире, а дальняя уже. Все круги удлинены в поперечном направлении к оси цилиндра, а сжаты по направлению оси, при этом, чем ближе круг, тем он сжат сильнее, и наоборот, чем дальше— развернут шире.

13. Перспектива шестиугольника
13. Перспектива шестиугольника

Основания призм и пирамид — правильные многоугольники, они вписываются в окружность. Параллельные ребра и вспомогательные линии имеют общую точку схода. На рис. 13, а шестиугольник поставлен

ближним ребром параллельно картинной плоскости, следовательно, боковые ребра находятся под косым углом и направляются симметрично, в две точки схода. На рис. 13, 6 все ребра находятся под случайным углом к картинной плоскости — здесь три точки схода.

Таковы основные закономерности перспективы, которые должен твердо усвоить начинающий обучаться рисунку.

Вернуться к первой части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 4,319

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS