«Линейная перспектива. Как нарисовать линейную перспективу»


Урок 16-а. Линейная перспектива (Часть 1)

В предыдущих уроках мы говорили о том, как изображать фигуры и предметы, расположенные фронтально к глазу. Однако в таком положении вид предметов не всегда дает правильное представление о них, так как в этом случае мы наблюдаем их только в двух измерениях.

Чтобы иметь ясное, объемно-пространственное представление о форме предметов, надо выбрать такое место для наблюдения, откуда можно видеть их объемно, в трех измерениях.

Видя только одну квадратную грань куба, мы не можем судить о всей его форме. Квадрат может быть стороной куба, но так же и основанием четырехгранной призмы и пирамиды. Вид трех граней дает уже более правильное представление о форме тела.

В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину недорого маслом на холсте, примеры работ художника Ирины Панариной-Сильвестровой можно увидеть в разделе «продажа картин», также на нашем сайте предоставлятся услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».

Но при этом каждая грань куба или каждая квадратная сторона его зрительно воспринимается в измененном виде. Параллельные линии становятся непараллельными, равные величины неравными. Эти изменения очертаний и размеров форм вызываются оптическими свойствами нашего глаза — так воспринимает глаз световые лучи, отраженные от окружающих предметов.

Перспектива — наука, которая изучает кажущиеся изменения очертаний и размеров предметов, наблюдаемые в натуре; перспектива также и способ объемно-пространственного изображения предметов на плоскости.

Соблюдение законов перспективы — необходимое условие грамотного и правдивого изображения форм реального мира.

Не входя в детальное рассмотрение многочисленных законов перспективы, мы остановимся здесь только на главнейших ее положениях, которые учащемуся необходимо знать уже с первых шагов практического рисования с натуры.

1. Поле зрения
1. Поле зрения

Когда человек смотрит в одном направлении, он видит перед собой лишь часть окружающего пространства. Лучи света, отражаясь от видимых предметов, направляются в глаз и сходятся в зрачке. От глаза к предмету направляются так называемые лучи зрения; расходясь от зрачка, они образуют конус. Основание этого конуса, напоминающее по форме эллипс, и определяет границы поля зрения (рис. 1).

2. Поле ясного зрения
2. Поле ясного зрения

Наиболее ясно мы видим лишь в небольшой центральной части этого ноля, называемой полем ясного зрения. На рис. 1 оно показано темной штриховкой. Величина поля ясного зрения определяется углом в 28—37° по высоте (рис. 2, где ОР = 2АВ). Следовательно, чтобы изобразительная плоскость (бумага или холст) находилась в поле ясного видения, она должна быть удалена от глаза не менее, чем на удвоенную ее высоту. Значит, если рисуют на полулисте бумаги, его нужно поместить на расстоянии не меньшем, чем длина вытянутой руки. При большем размере листа приходится часто отходить от мольберта, чтобы видеть сразу весь рисунок.

Натура также должна находиться в пределах поля ясного зрения, поэтому рисующий должен стоять или сидеть от нее на расстоянии не менее двукратной ее высоты.

Основное перспективное изменение вида предметов заключается в том, что, удаляясь от нас, они кажутся меньше. В небольшое окно мы видим огромное пространство с большими сооружениями и, вытянув руку вперед, можем ладонью заслонить не только человека, находящегося на расстоянии 10 м, но и целый дом, расположенный дальше. Так и на картине или рисунке: одноэтажный дом в три окна, находящийся вблизи, может занимать больше места, чем большой многоэтажный на дальнем плане. При этом зритель все же воспринимает их истинные размеры, т. е. дальний дом — как большой, а ближний — как маленький.

Чтобы уяснить причины этих явлений, необходимо предварительно ознакомиться с некоторыми условными названиями и понятиями.

Горизонтальная плоскость, на которой расположена натура, картина и зритель, называется предметной плоскостью. Идеальная предметная плоскость — пол, так как он всегда горизонтален. На поверхности земли, если она пересечена буграми и впадинами, приходится ориентироваться, представляя горизонтальную плоскость на уровне места наблюдателя.

3. Схема перспективных изображений
3. Схема перспективных изображений

На схеме (рис. 3) предметная плоскость показана в виде прямоугольной горизонтальной площадки.

Точка наблюдения — это глаз рисующего. На схеме она обозначена буквой О. Если из точки наблюдения опустить перпендикуляр на предметную плоскость, получим проекцию точки наблюдения (О1), необходимую для дальнейших построений.

Для облегчения построений представим себе между наблюдателем и натурой вертикальную прозрачную плоскость, поставленную под прямым углом к направлению взгляда, — это будет картинная плоскость. Чтобы лучше понять, что такое картинная плоскость, представьте, что вы смотрите на натуру (дерево) через окно и обрисовываете на стекле очертания этого дерева. Стекло и будет картинной плоскостью. Не надо забывать, что позиция наблюдателя должна быть такой, чтобы направление взгляда было строго перпендикулярно к стеклу.


На схеме картинная плоскость обозначена F— F1— F2— F3; линия пересечения ее с предметной плоскостью (F2—F3) называется основанием картины.

При рисовании обычно приходится определять уровень горизонта— в натуре и на картине. Если на открытой местности горизонт ясно виден, то в закрытой местности или в помещении эта задача труднее. Здесь необходимо представить себе горизонтальную плоскость на уровне глаза рисующего. Эта воображаемая горизонтальная плоскость и называется плоскостью горизонта. Пересечение ее с картинной плоскостью образует линию (H—H1), называемую линией горизонта.

Один из лучей зрения, перпендикулярный к картинной плоскости, называется главным лучом зрения (О — Р). Если построить плоскость, проходящую через главный луч зрения и перпендикулярную к предметной и картинной плоскостям, получим так называемую плоскость главного перпендикуляра (О, О1, Р, Р1).

Пересечение картинной плоскости и плоскости главного перпендикуляра образует вертикальную линию, или главный перпендикуляр. Последний, пересекаясь с линией горизонта, образует точку (Р), которая называется главной точкой схода.

Таким образом на пересечении плоскостей (предметной, картинной и плоскости главного перпендикуляра) мы нашли важнейшие элементы, без которых нельзя построить верное реалистическое изображение: линию горизонта, главный перпендикуляр, главную точку схода и основание картины.

На схеме натура показана в виде двух темных вертикальных предметов одинаковой величины, но один из них ближе к рисующему, а другой дальше. Если провести от точки наблюдения линии лучей зрения к краям предметов, то эти линии, пересекаясь с картинной плоскостью, обозначат границы изображений в разном уменьшении. Ближний предмет займет больше места на картине, а дальний — меньше.

Рассмотрим это подробнее. Соединив точку наблюдения — О, с точками натуры А, В, F, С, D, E, получим лучи зрения, пересекающие картинную плоскость. Проводим проекции лучей зрения на предметной плоскости (F — О1, D— О1 и т. д.), а через точки пересечения их с основанием картины проведем вертикали до пересечения с лучами зрения. Таким образом, находим искомые точки А1, В1, С1, Е1 и т. д., соединив которые на картинной плоскости, получаем изображение фигур такими, какими они воспринимаются глазом, т. е. с учетом изменений перспективного характера. Здесь фигура А1, В1, F1 изображена меньшей величины, чем фигура С1, D1, E1, хотя в натуре они одинаковы. Это происходит потому, что фигура ABF расположена дальше от точки наблюдения и от картинной плоскости, чем фигура CDE.

Если из точки О провести линии лучей зрения через точки М и М1, лежащие на линии горизонта, до пересечения их с натурой, — получим точки М2 и М3, которые, следовательно, будут лежать в плоскости горизонта.

Другими словами, высота точек М2 и М3 над предметной плоскостью будет равна расстоянию О — О1.

Последнее положение очень важно, так как каждый раз, приступая к рисунку, надо сначала определить, с какого уровня рисовать, т. е. на какой высоте по отношению к глазу поставить натуру или, наоборот, на каком уровне встать самому, если натурой является пейзаж или интерьер.

При этом следует сопоставить уровень глаз с натурой и найти на ней точки, которые будут лежать на той же высоте, т. е. в плоскости горизонта. Такими точками на рис. 3 и являются М2 и М3. Видя их, рисующий может постоянно чувствовать уровень горизонта.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 1,929

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS