«Как нарисовать человека. Как нарисовать живую модель»


Урок 13-а. Как нарисовать человека. Рисование живой модели (Часть 1)

Польза изучения фигуры на гипсовых слепках — этого переходного этапа к рисованию живой натуры — несомненна. Но рисование только с гипса в большом количестве может привести к известной скованности, к привычке рисовать с неподвижной однотонной натуры. Поэтому в период рисования с гипсов необходимы систематические наброски с живой натуры.

Рисование живой, особенно обнаженной, модели значительно сложнее, чем рисование гипсовых фигур, и требует известного навыка, который приобретается систематическими упражнениями в течение длительного времени.

В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину недорого маслом на холсте, примеры работ художника Ирины Панариной-Сильвестровой можно увидеть в разделе «продажа картин», также на нашем сайте предоставлятся услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».

Живая модель не может застыть совершенно неподвижно. Некоторые незначительные изменения всегда будут наблюдаться. Это не должно смущать рисующего. Наоборот, движения помогут увидеть границы мышц и их функции, яснее станет положение костей.

Так, точное местоположение лопатки, особенно на спине упитанного человека, установить довольно трудно. Но, если предложить натурщику подвигать рукой, становятся хорошо видны движения лопатки, и можно определить ее положение в данной позе.

Бесполезно все время подправлять рисунок, менять в нем позу фигуры вслед за каждым изменением ее в натуре. Правильнее раз взятую позу в рисунке не менять, даже если на какое-то время натурщик отклонился от нее и не может принять первоначальное положение. Если фигура в общих чертах построена и удачно передает позу, надо продвигать рисунок вперед, проверяя по натуре строение отдельных частей, светосилу и т. п., подкрепляя рисование знанием анатомии тела; например, если торс намечен в трехчетвертном повороте, а натурщик несколько повернулся, не следует ждать момента, когда будет нужный поворот, а продолжать построение, опираясь на знание анатомии и на непосредственные наблюдения натуры.

Другой пример: вытянутая рука в основном удачно намечена и выразительно передает движение, жест, а у натурщика она постепенно опустилась, и острота движения утратилась. Конечно, надо беречь достигнутое: ни в коем случае не менять характера движения руки, но продолжать моделировать ее форму, заботясь о внутренней конструктивной связи частей, а для этого у натуры можно почерпнуть достаточно наблюдений.

Последовательность рисунка с живой Модели в принципе не отличается от хода процесса при рисовании гипсовой фигуры. Прежде всего, выбирается место, откуда натура хорошо воспринимается и удобно рисовать. Предварительно делается набросок, чтобы определить» композиционное расположение.

Когда композиция определена, характер натуры, ее движения понятны, можно приступать к длительному рисунку, строя фигуру по принципу от общего к частному.

1. Учебный рисунок живой модели
1. Учебный рисунок живой модели

Всмотримся внимательно в натуру. Модель поставлена спиной к рисующему с упором на правую ногу (рис. 1). Ноги немного расставлены. Руки согнуты, левая поднята, правая упирается в таз, голова немного повернута влево. Правая прямая нога подпирает таз, принимая на себя всю тяжесть корпуса, левая, согнутая, свободно опущена. Поэтому таз принял наклонное положение: справа — вниз налево. Торс со стороны зрителя представляется вогнутым. Позвоночник, направляясь от таза вверх в крестцовой и поясничной частях, отклоняется влево и в глубину, а выше начинает направляться вправо и на зрителя

Плечи поставлены наклонно, в обратном направлении к тазу, левое выше, а правое ниже. Торс изогнулся так, что правый бок сжат, укорочен, а левый растянут. Вслед за поднятой рукой левая лопатка также поднялась и отошла от позвоночника вперед: наоборот, правая рука, упирающаяся в подвздошную кость, откинулась назад, приблизив лопатку к позвоночнику. Колени находятся примерно на одной горизонтали. Этих наблюдений уже достаточно, чтобы начать рисовать.


Делается набросок позы в пределах намеченного размера рисунка. Затем уточняется построение, сначала больших объемов, затем переходят к более детальному анализу.

2. упражнение в линейном рисовании живой модели
2. упражнение в линейном рисовании живой модели

В процессе лепки форм фигуры не следует увлекаться чрезмерной детализацией, повторяя в рисунке все мелочи, какие видит глаз в натуре. Это бессмысленно и ведет к пассивному копированию. Отбираются только те детали, которые важны в данном конкретном случае для характеристики данного движения фигуры, передачи характерных ее особенностей, ее строения и формы. А чтобы сделать этот отбор, все-время надо размышлять и отдавать себе отчет в том, что я в данный момент рисую, какую деталь, для чего, что я этим хочу выразить?

Увидев в каком-то месте натуры утемнение или усветление, нельзя бездумно переносить их на рисунок. Надо выяснить, почему здесь, образовалось утемнение, отчего оно зависит, как эта деталь поставлена по отношению к источнику света. И лишь поняв все это, можно рисовать, но не пятно, а форму, т. е. выпуклость или впадину, пользуясь сгущением или ослаблением тона, наблюдаемым и в натуре.

3. упражнение в линейном рисовании живой модели
3. упражнение в линейном рисовании живой модели

В рассматриваемом рисунке заметна тенденция к расчленению поверхностей объемов на отдельные участки, близкие к плоскостям. Такое упражнение на первых порах целесообразно, оно способствует сознательному анализу формы.

В заключительной стадии работы тональность рисунка доводят до нужного напряжения, детали подчиняют целому, проверяют общее состояние рисунка, его пространственность.

Первые упражнения в рисовании обнаженной фигуры не следует усложнять темными фонами и глубокими пространствами, — лучше поставить модель на гладком светлом фоне. На рисунке в этом случае за фон можно условно принять тон бумаги.

В дальнейшие упражнения нужно вводить и организацию глубокого пространства, сначала простого с гладким фоном, потом усложнять его.

Движения модели также постепенно усложняются, вводятся ракурсные положения форм. Для каждой новой постановки натуры меняется освещение, пользуются то искусственным концентрированным светом, то естественным, рассеянным.

4. упражнение в линейном рисовании живой модели
4. упражнение в линейном рисовании живой модели

При работе над специальной композицией постоянно приходится выполнять линейный рисунок, где особая роль принадлежит линиям, ограничивающим края формы (контуру). Овладеть таким видом рисунка помогают б—8-часовые упражнения в линейном рисовании с натуры, подобные учебным рисункам 2, 3, 4, а также очень быстрые наброски пером.

Ход работы над учебным линейным рисунком с натуры следующий: набросок движения (поза), уточнение пропорций и форм объемов, определяющих пластику фигуры в этом движении. Это делается экономными средствами: слегка нажимая карандашом, намечают основные повороты формы. В процессе работы уточняется направление линий, количество их сводится к минимуму; удаляют все линии, не имеющие существенного значения.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 5,686

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS