«Как нарисовать человека. Рисование живой модели»


Урок 13-б. Как нарисовать человека. Рисование живой модели (Часть 2)

Следует избегать копирования, срисовывания линий, главным образом контуров. Необходимо сначала уяснить форму объема, его рельеф, а затем уже линейно изображать его так, чтобы этот рельеф был ясно выражен в рисунке. Например, нога в бедре может быть почти цилиндрической формы, но может быть и сплющенной или сжатой. Если не отдавать себе в этом отчета и не добиваться выражения этого рельефа, он не получится, как бы «точно» не были скопированы левый и правый контуры формы.

Для овладения линейным рисунком очень полезны быстрые наброски карандашом и особенно пером. Лучше при этом не пользоваться предварительной разметкой и вспомогательными средствами. Таких набросков надо делать очень много, помня, что только при условии большой практики можно достигнуть хорошего результата.

В нашем художественном интернет магазине имеется возможность купить картину недорого маслом на холсте, примеры работ художника Ирины Панариной-Сильвестровой можно увидеть в разделе «продажа картин», также на нашем сайте предоставлятся услуга портрет на заказ по фотографии, примеры портретов смотрите в рубрике «заказать портрет».

5. Длительный учебный рисунок сидящей живой модели
5. Длительный учебный рисунок сидящей живой модели

На рис. 5 и 6 изображена сидящая модель, у которой часть объемов находится в ракурсе, т. е. в сильном перспективном сокращении. Здесь главная опора таз. Левая рука подтягивает торс вперед, ноги согнуты, бедро левой ноги и голень правой — в ракурсе. Все части находятся в сложной взаимозависимости и в очень различных пространственных положениях. Рассмотрев и проанализировав натуру, намечают рисунок, т. е. делают быстрый набросок.

6. Длительный учебный рисунок сидящей живой модели
6. Длительный учебный рисунок сидящей живой модели

Затем идет пластическая увязка объемов друг с другом, определение их пропорций и направлений. Недостаточно сравнивать взаимоположение частей только по вертикали и горизонтали. Увязывая части анатомически, надо определять и их направление и место в пространстве. Например, направление голени левой ноги можно проверить, продолжив ось ее до пересечения с правой ногой. Так же можно проверить направление бедер, плечевой части и предплечья руки, наклон головы, положение стоп и другие детали.

Параллельно с длительным рисунком обнаженной модели полезно сделать упражнения в анатомическом разборе движения.

7. Учебное упражнение в анатомическом анализе живой натуры
7. Учебное упражнение в анатомическом анализе живой натуры

Учебный рисунок 7 — попытка в общих чертах зарисовать главные кости скелета стоящего натурщика. Для проверки формы костей рядом с моделью ставится скелет.

8. Учебное упражнение в анатомическом анализе живой натуры
8. Учебное упражнение в анатомическом анализе живой натуры

Учебный рис. 8 выполнен с анализом мышц живой натуры. Строя форму мышц, можно справиться по экорше и анатомическим таблицам.

Настоятельно необходимо упражняться в рисовании отдельных частей фигуры, главным образом, конечностей. Очень трудна для рисования рука (рис. 9 и 10), ввиду огромного разнообразия ее движений и большого количества мышц. Жесты рук имеют большое значение для характеристики изображаемого человека, его психологического состояния.

9. А. Дюрер. Рисунок рук
9. А. Дюрер. Рисунок рук
10. Ал. Иванов. Этюд руки
10. Ал. Иванов. Этюд руки

Руку, ногу, торс, отдельно стопу и кисть руки в разнообразных положениях следует изучать, рисуя с живой натуры, с одновременными зарисовками скелета и мышц руки, кисти, стопы в том же положении.

Переходя к рисованию одетой фигуры, в качестве предварительного упражнения, рисуют складки тканей. Для этого драпируется манекен так, чтобы под складками чувствовались формы фигуры. Тональный рисунок драпировок Леонардо да Винчи (рис. 11) пример того, что даже часть фигуры, хорошо задрапированная, говорит о движении или позе всей фигуры. Складки ткани здесь сгруппированы так, что подчеркивают главные повороты объемов и, облегая их, хорошо выявляют форму.

11. Леонардо да Винчи. Рисунок драпировок
11. Леонардо да Винчи. Рисунок драпировок
12. А. Дюрер. Рисунок драпировок
12. А. Дюрер. Рисунок драпировок

Рис. 12 А. Дюрера сделан с предельно ясной лепкой формы каждой складки.

С этой же целью полезно рисовать с гипсовых слепков одетой фигуры (рис. 13), особенно античных образцов, где форма складок предельно ясна, ритм гармонирует с движением фигуры, подчеркивает пропорции, делая акцент на главном в данном движении. Последними упражнениями особенно много должны заниматься обучающиеся художественному оформлению тканей и моделированию одежды.

13. И. Е. Репин. Рисунок гипсовой задрапированной фигуры
13. И. Е. Репин. Рисунок гипсовой задрапированной фигуры
14. Учебный тоновый рисунок одетой полуфигуры
14. Учебный тоновый рисунок одетой полуфигуры

Пример учебного тонового рисунка одетой полуфигуры показан на рис. 14. Светосила ткани, тела, волос — разная, градации света и тени на них различны и богаты оттенками.

Сохраняя главный локальный тон, присущий телу, ткани и т. д., рисовавший взял светосилу освещенных полутоновых и теневых мест в сравнении друг с другом.

Здесь правильно определены самое темное и самое светлое места натуры и этим установлен тональный масштаб или контрастность. Рисунок выполнен мягким графитным карандашом, с предварительным растиранием легкой штриховки в теневых местах. В дальнейшем по растертому карандашу проложена штриховка в полную силу тона. В освещенных местах форма вылеплена тем же карандашом тонкими штрихами по белому фону бумаги.

15. Линейный рисунок одетой фигуры
15. Линейный рисунок одетой фигуры
16. Декоративный рисунок фигуры человека. Отмывка
16. Декоративный рисунок фигуры человека. Отмывка

Рис. 15 — учебное упражнение в зарисовке одетой фигуры линейным, способом. Обращено внимание на направление и характер группирующихся складок ткани, на зависимость их от движения и форм объемов.

Рис. 16 носит декоративный характер. Множество тоновых градаций здесь обобщено, сведено к минимуму — трем-четырем оттенкам. Рисунок строится твердым карандашом, а затем покрывается акварелью или тушью.

Длительные, детальные рисунки фигуры человека с исчерпываю щей характеристикой пластических и пространственных свойств натуры—необходимое условие обучения рисунку. Без такого изучения натуры и многократного штудирования ее не будет твердых знаний пластического строения тела, не будет навыков в его изображении, умения довести рисунок до законченного состояния.

Читать продолжение
Вернуться к предыдущей части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 3.50 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 9,621

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS