«Рисование фигуры с гипсовых слепков»


Урок 12-б. Рисование фигуры с гипсовых слепков (Часть 2)

Вторая стадия. Уточняются пропорции основных масс тела и их «положение. Чтобы лучше понять объемную форму, надо осмотреть натуру с разных сторон. Полезен набросок фигуры с другой точки наблюдения.

Объемная форма торса намечается так, чтобы были выдержаны пропорции в трехмерном понимании (высота, толщина, ширина); одновременно надо позаботиться о напряженности движения торса, т. е. о дугообразном изгибе и о трехчетвертном повороте его. Проводится срединная линия торса. Она является осью симметрии и проходит от яремной ямки вниз, по грудинной кости, далее по «белой линии» прямой мышцы живота к лонному сращению. Соответственно срединной линией спины будет позвоночник.

На страницах этого интернет портала вы можете купить картину, созданную в различных техниках живописи, маслом, акварелью, акрилом и карандашами, подробнее смотрите раздел продажа картин. А если у вас есть желание заказать портрет по фотографии, тогда вам необходимо заглянуть в раздел портрет на заказ.

Срединная линия полезна тем, что от нее идет вязка симметричных деталей. Эти детали расположены на поперечных направлениях: спереди — плечи, грудные мышцы, симметричные точки грудной клетки, углы гребней подвздошных костей таза, вертелы бедер; сзади — верхушки плеч (акроминальные отростки), симметричные углы лопаток, подвздошные кости, вертелы бедер.

Уточняются размеры таза. Для этого многократно осматривают всю фигуру, глядя на нее сразу, отмечая место и наклон таза. Одновременно уточняют высоту и наклон плеч и колен, глядя опять-таки на всю фигуру в целом. Строится направление нижних конечностей — смотреть надо стараться на обе одновременно; так же строятся и верхние конечности.

2. 2-я стадия рисунка гипсовой фигуры («Дорифора» Поликлета)
2. 2-я стадия рисунка гипсовой фигуры («Дорифора» Поликлета)

Уточняется общий размер и наклон головы. В этой стадии построение главных объемов (без детализации), должно быть доведено до большой точности основных пропорций и взаимоположения. Должны быть найдены все основные опорные точки построения, намечены места блоков сопряжения форм в области суставов (рис. 2).

При уточнении пропорций может оказаться, например, что все намечено правильно, а голова мала. Но прибавлять голову вверху нельзя, так как от этого увеличится общая высота фигуры, которая была определена вначале, и которой следует строго придерживаться. Следовательно, правильнее будет увеличить голову вниз, но при этом соответственно понизить остальные части фигуры (плечи, таз и т. д.).


Другой пример — ноги оказались слишком короткими или слишком длинными. И здесь нельзя корректировать длину, опуская и поднимая «стопы, — надо опять передвигать таз и торс, иначе положение рисунка на листе бумаги будет все время то снижаться, то повышаться, рисунок будет «плавать» по бумаге.

Умение размещать фигуру в определенном размере листа пригодится и для работы по композиции.

3. 3-я стадия рисунка гипсовой фигуры («Дорифора» Поликлета)
3. 3-я стадия рисунка гипсовой фигуры («Дорифора» Поликлета)

Третья стадия (построение деталей). Если в предыдущей стадии было точно определено место и размер ноги, но конечность была взята общо, разделена только на три основные объема: бедро, голень, стопа, то теперь более точно строится форма колена, бедра, голени, стопы, объемы увязываются друг с другом в суставах, намечаются главнейшие мышцы. Голова прорабатывается в общем объеме и намечается положение основных деталей. У рук уточняют и увязывают в суставах формы плеча, предплечья, кисти. Просматриваются и уточняются положение грудной клетки и таза; прорисовываются мышцы торса, шеи, таза и т. д. Формы, находящиеся в тени, покрываются легкой штриховкой (рис. 3).

4. 4-я стадия рисунка гипсовой фигуры («Дорифора» Поликлета)
4. 4-я стадия рисунка гипсовой фигуры («Дорифора» Поликлета)

Четвертая стадия. Вместе с дальнейшей детализацией идет «лепка» формы светотенью. Намечаются основные, светотеневые отношения в фигуре и фоне. Удаляются лишние вспомогательные линии (рис. 4).

Пятая стадия рисунка. Здесь идет самая трудоемкая детальная проработка всей поверхности формы тела с полной характеристикой его рельефа. Рисунок прорабатывается тоном. Штрихи кладутся по форме поверхности. Надо правильно взять отношения по светосиле, сравнивая между собой тени, полутени, освещенные места.

В заключение рисунок обобщается, приводится в целостное тональное и пространственное состояние. Для этого необходимо смотреть на всю натуру одновременно, стараясь выяснить, что там раньше всего останавливает внимание, что почти не видно, что контрастно и что сближено по тону. На рисунок в это время лучше смотреть издали, прослеживая, какая деталь, какой рефлекс или блик и т. д. смотрится отдельно, нарушает тональное единство.

5. Законченый рисунок фигуры «Дорифора»
5. Законченый рисунок фигуры «Дорифора»

Некоторые обучающиеся примитивно понимают обобщение, заменяя его протиранием всего рисунка рукой или тряпкой. Следует ясно себе представить, что обобщение — это подчинение деталей целому, когда звучность некоторых деталей требуется повысить, а других, наоборот, понизить, приглушить, особенно для выявления пространственных планов (рис. 5).

Когда рисунок с натуры завершен, делается короткий (2—3 часа) рисунок той же натуры по памяти.

Вернуться к первой части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 4,657

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS