«Как нарисовать кисти рук»


Как нарисовать кисти рук

Кисть человеческой руки справедливо считается одним из наиболее сложных объектов для изображения в рисунке. Поэтому умение хорошо рисовать руки всегда являлось признаком мастерства художника.

В живописи, скульптуре и графике, в самых разных видах и жанрах изобразительного искусства, а особенно в портретном, в содержание художественного произведения художники часто вводят руку (или руки) как важный элемент, содействующий наиболее полному раскрытию образа человека.

Изображая человеческую руку, художник может передать не только ее движение или выразительный жест, но и душевное состояние человека, волю и волнение, гнев и страдание, напряженный труд и усталость и т. п., показать возраст, профессию человека, его социальное положение.

Рука ребенка и старческая рука, рука скрипача и рука кузнеца, мужская и женская руки — разница в их облике настолько очевидна, что можно считать руку (вернее, кисть руки) как бы вторым «портретом» человека.

Говорят, что «глаза — это зеркало души»; это, пожалуй, не в меньшей мере относится и к рукам.

Руки настолько отражают характер, чувства и состояние человека, что, даже изображенные отдельно (без человека), могут стать сами единственными героями художественного произведения.

Таково примерное содержание беседы. Подкрепленная показом репродукций с изображением человеческих рук в произведениях таких художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Роден, Менцель, Репин, Моор, и других, а также демонстрацией многочисленных отдельных зарисовок и набросков рук в альбомах, на полях подготовительных рабочих рисунков и на отдельных листах, беседа убеждает учащихся в том, насколько важно художнику в совершенстве владеть изображением человеческой руки.

Учащимся надо хорошо изучить и твердо знать ее строение, а главное крепко его помнить, чтобы научиться изображать руку «от себя» (по представлению).

При обобщенном изображении руки с натуры наибольшая сложность заключается в необходимости отчетливо представлять себе ее устройство в любом положении, движении и действии.

С костной основой руки, с ее подвижным скелетным механизмом учащиеся знако» мятся на занятиях пластической анатомией человека, а затем — исполняя в классе сравнительно продолжительные зарисовки со скелета руки, с гипсовых слепков рук и с живой натуры. И все-таки применение полученных знаний в рисунке представляет значительную трудность из-за почти безграничных возможностей действия, которыми обладает рука человека.

Многочисленные короткие наброски с кисти руки в разных положениях и поворотах по отношению к рисующему должны привести учащихся к полному пониманию связи внешней формы руки с ее подвижной костной основой.

1. Г. Гольбейн. Построение головы и кисти руки при помощи серединной линии и крестовины
1. Г. Гольбейн. Построение головы и кисти руки при помощи серединной линии и крестовины

Как всегда, перед обобщенным изображением формы учащимся надо получить ответ на вопрос «как это устроено?», чтобы установить существенно важные типические особенности строения человеческой руки. В этом на помощь учащимся приходит условная схема строения кисти правой руки, исполненная Г. Гольбейном (рис. 1), и более полное изображение кисти руки (рис. 2).

2. Схема скелета кисти руки
2. Схема скелета кисти руки

Разъясняя учащимся содержание этой схемы, следует обратить их внимание на следующее:

1) так же, как голова человека изображается в набросках вместе с шеей или частью ее, так и в наброски кисти руки должна входить нижняя часть предплечья. Поэтому на схеме условно показаны нижние концы локтевой и лучевой костей, с которых и начинается построение схемы;

2) кости запястья на схеме намечены условно, суммарно, только в общем;

3) на схеме четыре пястных кости намечены условно и как бы их продолжением служат три фаланги каждого пальца, постепенно уменьшающиеся по длине;

4) пястная кость большого пальца — самая короткая из пястных костей, и, так как у большого пальца всего две фаланги, то он — короче других пальцев;

5) нанесенные на схеме три вспомогательные дуговые линии пересекают пальцы. Точки пересечения, совпадающие с сочленениями между фалангами, служат опорными пунктами при построении пальцев (рис. 2).

Задачей первых упражнений в набросках руки будет закрепление в памяти и представлении учащихся этой схемы, связывающей внешнюю форму руки с ее строением.

Чтобы учащиеся запомнили схему, следует предложить им зарисовать ее, а дома в обязательном порядке нарисовать вид этой схемы с ладонной стороны, ориентируясь на свою левую руку. Следует при этом обобщенно показать группу мускулов и мышц, примыкающих к пястной кости большого пальца, группу мышц, примыкающих к мизинцу, затем следует легко наметить направления двух-трех главных складок кожи, образующихся при сгибании пальцев кисти внутрь ладони по линии, соответствующей верхним концам пястных пальцев на тыльной стороне руки.

3. Упражнения на построение кисти руки
3. Упражнения на построение кисти руки

Кисть руки — небольшой по размеру объект. Это очень затрудняет проведение занятий набросками с руки живой модели при группе в пятнадцать—семнадцать учащихся. Поэтому первые занятия лучше проводить не в классе рисунка, а в другом помещении, где имеются столы (или парты), для того, чтобы каждый учащийся мог делать наброски со своей незанятой (левой или правой) руки, лежащей на столе.


Первое упражнение. Исполнить с соблюдением пропорций набросок тыльной стороны кисти своей руки и наметить рядом, в том же размере условную схему ее строения. Время — двадцать минут (рис. 3).

Второе упражнение. Предварительно легко наметив на листе условную схему строения кисти своей левой руки, сделать по ней набросок ее ладонной стороны с немного расставленными и чуть согнутыми пальцами. Время — двадцать минут (рис. 3).

4.Упражнения на построение кисти руки
4. Упражнения на построение кисти руки

Третье упражнение. Сделать набросок с ладонной стороны своей левой руки в положении «не совсем сжатый кулак», предварительно наметив на листке условную схему строения кисти. Время — пятнадцать минут (рис. 4).

Четвертое упражнение. Сделать наброски своей руки, удерживающей между большим и указательным пальцем спичечную коробку, чтобы были видны и другие пальцы. Время — тридцать минут (рис. 4).

После упражнений в классе с целью закрепления в сознании учащихся связи между формой кисти руки и ее строением, учащимся предлагается домашнее задание: в течение одной недели исполнить на одном листе несколько набросков и зарисовок со своей руки с разных сторон в разных положениях, пользуясь при этом отражением руки в зеркале*. Материал — графитный карандаш «2М» — «ЗМ»,

Для следующего, пятого упражнения следует пригласить пожилую мужскую (или женскую) модель с кистями рук, на которых хорошо видно их строение. Модель позирует, сидя на низкой табуретке, засучив рукава, раскинув и положив руки на два стоящих рядом столика, изменяя каждые двадцать минут положение кистей по указанию преподавателя. Освещение — верхнебоковое, не сильное.

5. Учебные зарисовки кисти руки. Карандаш
5. Учебные зарисовки кисти руки. Карандаш

Задача: передать в зарисовках характерные особенности формы руки (рис. 5). Время — два часа.

Затем для закрепления полученных знаний и навыков следует предложить учащимся еще одно домашнее задание: в течение двух недель исполнить несколько набросков и зарисовок рук, отличающихся характерными признаками (возможно, держащими какой-либо предмет, например, детская рука с ложкой или игрушкой, рука рабочего с клещами, худая старческая рука с курительной трубкой, женская рука с кольцами и браслетом и т. п.), или сразу две руки, занятые каким-либо делом (вяжут чулок, свертывают «козью ножку» и т. п.). Задача заключается в том, чтобы каждый набросок как-то отвечал на вопрос: «Чьи эти руки?» Наброски могут быть исполнены любыми графическими средствами и материалами, позволяющими наилучшим образом решить задачу на отдельных листах (размер 0,125).

На последние классные занятия в качестве модели приглашается музыкант (скрипач, гармонист, балалаечник или гитарист), который сначала позирует с музыкальным инструментом.

Учащимся предлагается в течение одного учебного часа исполнить на листе (размер — 0,25) короткую зарисовку фигуры играющего музыканта, находящегося в статическом положении в позе «играет».

6. Учебная зарисовка «Гармонист». Карандаш
6. Учебная зарисовка «Гармонист». Карандаш

По окончании зарисовки на заранее оставленных на листе полях или на другом листе в течение двух часов учащиеся исполняют несколько набросков и зарисовок с руки музыканта (или рук) с инструментом (или его частью). Каждые двадцать минут модель изменяет статическое положение рук, держащих инструмент, на другую «позицию» (рис. 6). Время — два часа. Материал — по выбору.

В дальнейшем на преподавателя ложится обязанность всячески стимулировать и поощрять самостоятельную работу учащихся над изображением рук в набросках. Надо, чтобы у учащихся никогда не угасал настоящий интерес к человеческой руке, чтобы рука всегда была объектом самого пристального их внимания.

Только путем многочисленных самостоятельных упражнений в набросках учащиеся смогут достигнуть легкости и свободы в изображении человеческих рук, рук живых, характерных и выразительных.

* Зеркало позволяет рисовать свою руку со стороны пальцев.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 14,814

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS