Лучшие фотографии мира. Юсеф Ханфар
ЮСЕФ ХАНФАР (Yousef Khanfar)
Юсеф Ханфар, палестинец, выросший в Кувейте, мальчишкой постиг реальности войны. В ту пору, когда кругом было слишком много гнева, обиды и несчастья, фотография стала для Юсефа убежищем от зла и насилия. Его интерес к ней пробудил аппарат, подаренный отцом на шестой день рождения Юсефа. Юный фотограф очень любил как снимать, так и проявлять пленку и делать отпечатки.
Ханфар непосредственно связал фотографию с борьбой своего народа. «Мне нужен был голос, чтобы выразить мои чувства, и этим голосом стала фотография, — рассказывает он. — Взяв вместо оружия фотокамеру, я повел свой рассказ, обращаясь к людям планеты с призывом к миру».
В нашем художественном интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры живописных работ смотрите в разделе сайта — продажа картин, а также есть возможность заказать портрет по фотографии, примеры таких картин размещены на главной странице.
К своему 18-летию Ханфар переехал в США. На него произвели большое впечатление безбрежная энергия и оптимизм его новой отчизны, а как фотографа его очаровали масштабы и разнообразие открывшихся перед ним сюжетов. Он уверенно приступил к работе, создавая в течение последующих 20 лет фотообразы, которые Кен Уитмайр, президент Международного фотографического зала славы, назвал «суммой захватывающих и поразительных по своему качеству достижений».
Фотофилософия Ханфара весьма проста, он считает, что хороший фотограф обязан уметь передавать посредством своих снимков возникшие в его душе чувства и мысли. Ханфар создает свои композиции в кпассически четком стиле, стремясь в первую очередь к простоте, порядку и равновесию. «Для того чтобы быть хорошим фотопейзажистом, следует пристально изучить натуру — конкретную местность и условия освещения, надо также учесть все атмосферные и оптические явления, а изучив все эти элементы, необходимо работать сообща с ними, а не наперекор им. Фотографы зачастую тратят слишком много времени на подбор камеры, объектива и пленки вместо того, чтобы хорошенько задуматься о том, что им хотелось бы сказать, какую весть передать людям».
Юсеф Ханфар сравнивает искусство фотопейзажа с треножником: «Один его упор — это зрительный мотив, второй — личная концепция наилучшего воплощения данного мотива, и третий — необходимая для этого техническая оснастка. Каждый из упоров должен поддерживать другие: убери один — и рухнет все устройство. Сама камера для фотографа — это лишь один из инструментов, все равно что кисть для живописца. Искусство же создается не инструментом, а художником».
Особенно тонко освоил Ю. Ханфар камеру Linhof Master Technika 2000 4×5 дюймов. Ханфар чаще всего фотографирует, используя 75-миллиметровый, 360-мил-лиметровый телескопический и 210-миллиметровый объективы Nikon.
Из фильтров он применяет лишь поляризатор и градиентный нейтральный фильтр, из пленок же — исключительно Fujifilm Velvia. «Не так уж существенно, по моему мнению, какой маркой пленки вы пользуетесь, важнее досконально изучить ее качества, — говорит он. — Пленку, само собой разумеется, следует подбирать сообразно вашим намерениям. Для романтических эффектов больше подходит пленка более чувствительная, зернистая, а для максимально ясного цвета и четкой композиции — менее чувствительная, с насыщенными цветами. Но, выбрав ту или иную пленку, важно больше уже ей не изменять, дабы чутко познать все ее особенности».
По-прежнему проповедуя идею мира, Ханфар использует фотографию как главное средство коммуникации, стремясь с ее помощью донести до зрителей свои чувства и эмоции. В 1997 году он стал первым фотографом-палестинцем, удостоенным права на персональную выставку в Международном фотографическом зале славы. Годом позже он был назначен председателем выставочного комитета этой организации и стал, таким образом, одной из самых уважаемых и влиятельных фигур в международном фотосообществе.
Национальный парк «Медвежья гора», штат Нью-Йорк, США
Когда первый, теплый и насыщенный, утренний свет озарил деревья, Ханфар был уже готов к съемке, — и в итоге сделал снимок, с максимальной выразительностью передающий светоотражающие свойства воды и снега.
Linhof 2000 4×5 дюймов, объектив Niccor 210 мм, Fujifilm Velvia
В горах Сьерра-Невады. Калифорния, США
Тяжело скорбя об умершей матери, Ханфар искал утешения среди пейзажей калифорнийской горной гряды Сьерра-Невада. Как только лучи солнца развеяли поднимающуюся от земли влажную мглу, он сфотографировал силуэты этих деревьев, выразив в данном образе самую суть пережитых им здесь чувств. Ханфар как фотохудожник подчеркивает, что он «пишет светом», как живописец красками, предаваясь этому занятию не только как искусству, но и как философии.
Linhof 2000 4 x 5 дюймов, объектив Nikkor-T ED 360 мм, Fujifilm Velvia
Полуостров Олимпийский, Вашингтон, США
Юсеф Ханфар снял эту сцену на берегу Олимпийского полуострова. «Найдя это гладкое, неподвижное озерцо, в котором отражались облака, я сделал его исходным мотивом почти бесконечной серии фотовариаций», — говорит он.
Linhof 2000 4 x5 дюймов, объектив Nikkor 75 мм, Fujifilm Velvia
Озеро Моно. Сьерра-Невада, Калифорния
Озеро Моно входит в число излюбленных американских ландшафтов Ханфара. Это большое соленое озеро, живописно вписавшееся в пейзаж этой горной страны, существует по меньшей мере 700 000 лет, являя собою уникальную природную среду с причудливыми туфовыми башнями, вулканами и ярко-синей водой. Перелетные птицы находят на этом озере еду и отдых.
В 1941 году Лос-Анджелесский департамент водных энергоресурсов занялся отводом питающих озеро Моно рек на 560 км южнее с целью пополнения быстро иссякавших запасов воды этого крупного города. Лишенное притока свежей воды, озеро Моно уменьшилось по площади вдвое, став гораздо более соленым. Вся здешняя экосистема, не способная адаптироваться к стремительно изменившимся условиям, пришла в сильный упадок. Уровень воды в озере понизился на 15 м.
Для Ю. Ханфара это озеро многое значит. «Я не приезжаю на озеро Моно лишь для фотосъемки, — говорит он. — Я не раз писал здесь стихи и заносил на бумагу свои мысли». Так и в этот раз, вдохновленный красотой местности, Ханфар доверял свои мысли бумаге, сидя на берегу озера. Увлеченный этим занятием, он не сразу заметил, что стало уже довольно прохладно. Отвлекшись, он пошел к машине за курткой и в этот момент заметил взошедшую над горизонтом луну. «Фотопейзажистам вообще следует как можно чаще обозревать пейзаж в поисках необычных явлений», — замечает он.
Ханфар решил сделать снимок этой ранней луны: он сел в машину и подъехал к западному берегу озера, к месту, откуда открывался самый лучший вид на озеро и висящую над ним луну. Припарковав машину, он расчехлил штатив и зарядил свою крупноформатную камеру. И лишь тут фотограф обнаружил, что у него остался лишь один лист пленки. Он подошел к самой воде, установил камеру, навел ее на фокус, сверился с данными экспонометра и принялся ждать.
Он увидел, как цвета меняются, озеро замирает, луна поднимается все выше, и вся сцена обретает воистину волшебное обаяние.
«Не торопитесь, и пусть сердце подскажет вам, когда все элементы сойдутся в идеальном единстве, — поясняет Юсеф Ханфар. — Когда наступит этот момент, нажимайте спуск».
Linhof 2000 4×5 дюймов, объектив Nikkor 210 мм, Fujifilm Velvia