Лучшие фотографии мира. Ян Тёве
ЯН ТЁВЕ (Jan Tove)
Стилистика пейзажа Яна Тёве отражает его весьма своеобразный подход к сюжетам и глубоко личностную их интерпретацию. «Не вижу смысла в таких работах, которые просто что-то показывают зрителю, — говорит он. — Если я прибыл снимать пейзажи в страну вроде Австралии, то вряд ли стоит ехать к скале Улуру делать фотографии, которые говорят за себя и без участия фотографа. Лучше я сосредоточусь на какой-то детали, скажем, коре дерева, и постараюсь выразить нечто совершенно особенное, говорящее о чем-то для меня важном».
В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ можно увидеть в разделе «продажа картин», а также предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры таких картин смотрите на главной странице.
Тёве, живущий в основном в Швеции, всерьез занялся натурными съемками в 1978 году, поначалу снимая жизнь диких животных — разных птиц и зверей. Со временем окрепла его любовь к пейзажу, в 1990 году он стал профессиональным фотопейзажистом. Один из его первых, начатых целиком по собственной инициативе проектов назывался «По ту сторону порядка». Его интерес к теории хаоса как первоосновы и движущей силы жизни лежал в основе этого проекта.
«В своих фотопутешествиях я сталкивался с различными экосистемами и всегда чувствовал, что принцип случайности гораздо явственней проявляется там, где нет человека, — говорит Тёве. — В дикой природе вы постоянно сталкиваетесь с беспорядком, устроенным ветром, водой, огнем и другими силами природы. Вы оказываетесь на рубеже между жизнью и смертью, хаосом и порядком, между тем, что мы называем безобразным и красивым. На самом же деле в природе нет красоты, равно как и безобразия. Это мы даем оценку тому, что увидели.
Человек служит причиной хаоса в своем собственном мире, но в то же время он вечно стремится к контролю и порядку, так что хаоса вполне можно избежать, и уж тем более можно не устраивать хаоса в мире природы, который живет по законам, установленным отнюдь не человеком. Взгляните на то, как распланированы и устроены сады, парки и города. Посмотрев на карту любого города, вы увидите прямые линии, давным-давно начерченные на рабочем столе архитектора. Но в дикой природе прямых линий вы не найдете. Вместо этого вы все время наталкиваетесь на некий беспорядок — то это увядший цветок, то дохлая лягушка, то пасмурный день, то мутная вода или низкорослый, чахлый лес. Но именно такие вещи меня и интересуют, на них я и стремлюсь сосредоточиться в ходе своей работе».
Тёве всегда работал со средне- и крупноформатными камерами: не только по соображениям качества, но и потому, что они, по мнению Тёве, лучше всего отвечают его созерцательному стилю. «Крупноформатную фотографию не сделаешь наспех и наобум, — говорит он. — Мне кажется, что работа с крупноформатными камерами настраивает на спокойный лад. Найдя подходящую композицию, я не торопясь дожидаюсь нужных световых условий. Если намеченный образ в данный день не формируется должным образом, то я возвращаюсь к нему на следующий день, — и так до тех пор, пока не получаю искомого».
Особенный стиль, свойственный этому замечательному фотохудожнику, принес ему немало хвалебных отзывов и наград, включая титул лучшего фотографа-натуралиста Скандинавии в 1995 году. Тёве также не раз побеждал на престижном конкурсе «Лучший фотограф дикой природы». Выставки фотопейзажей Яна Тёве неоднократно проходили в Скандинавии и ряде других стран.
Березы в снегу
«Я сделал этот снимок вблизи местечка Комоссе в Швеции. Меня привлек очень мягкий свет, почти размывающий границу между затененными и ярко освещенными участками. Будучи напечатанным на матовой бумаге, снимок уподобился картине с зайцем на снегу, которую я видел ребенком».
Pentax 645, объектив Velvia
Волна
«Я всегда чувствовал, что форма некоторых скал может повторять форму морских волн, — и нашел нужный мотив на этом участке шведского побережья. Когда я понял, каким должен быть результат, оставалось лишь дождаться такой волны. Я сделал целый ряд снимков, но действительно идеальной волна предстала лишь на данном кадре».
67, объектив 55 мм, Fujifilm
Залив Варангер-фьорд, Норвегия
«Мне хотелось бы забраться в такое место, которое отражало бы настроение пустоты и одиночества. Этот снимок -образец как раз такого пейзажа. Я строил композицию так. чтобы полностью исключить передний план и убрать вообще все лишнее с целью предельного упрощения образа. Мне уже приходилось наблюдать, как синеет естественный свет вскоре после заката. Поэтому я и решил сделать снимок, где обыгрывался бы данный эффект, я отснял его через полчаса после того, как скрылось солнце. Снег и вода отражали тающий свет».
Pentax 67, объектив 90 мм, Fujifilm Velvia