Лучшие фотографии мира. Пэт О'Хара
ПЭТ О'ХАРА (Pat O'Hara)
Как и многие из тех, кто стал в итоге мастером фотопейзажа, Пэт О'Хара воспитывался в краю живописной природы, на американском северо-западе. «Я вырос в окружении горных пейзажей, — рассказывает он, — что предопределило мой интерес к естественным наукам. Я занимался в университете, набираясь знаний, необходимых для получения работы в Службе национальных парков, где я собирался разрабатывать пояснительные материалы для туристов. Вскоре я осознал, что мне уготована роль простого администратора, призванного просидеть всю жизнь в четырех стенах офиса, — подобная перспектива нисколько меня не влекла.
В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ можно увидеть в разделе продажа картин, а также заказать портрет по фото, примеры таких картин смотрите на главной странице.
Я всегда любил фотографировать природу, и решил стать профессиональным фотохудожником, что позволило бы мне, с одной стороны, ездить по национальным паркам и работать в контакте с природоохранными организациями, а с другой — быть независимым и путешествовать по миру в поисках удачного кадра».
Как фотограф О'Хара был самоучкой, но упорно продвигаясь к намеченной цели, со временем завоевал репутацию человека, обладающего достаточно тонким пейзажным чутьем. «Постоянно живя среди гор и будучи хорошо с ними знакомым, я обнаружил, что охотнее всего снимаю пейзажи с вертикальным рельефом, испытывая особое влечение к альпийским ландшафтам. Меня также притягивало и зыбкое состояние атмосферы, когда погодные условия становились совершенно особенными, из ряда вон выходящими.
Одна из самых главных прелестей пейзажа состоит, как мне кажется, в том, что меняющиеся условия могут открыть вам световое окошко лишь на какие-то 15 секунд, не больше, после чего все приобретает абсолютно иной вид, делая прежнюю сцену каким-то мимолетным чудесным видением. Видение это быстро исчезает, а вы оказываетесь как бы в новом, совсем другом месте. Чтобы не пропустить нечто интересное, фотограф-натуралист должен всегда быть начеку».
Любовь О'Хары к пейзажам простирается далеко за рамки его родных краев — фотограф любит путешествовать, открывая своим зрителям новые чудесные уголки природы. Первая книга, над которой он работал, была задумана как призыв к расширению заповедных территорий американского северо-запада. О'Хара работал и над книгой, описывающей проект создания российско-американского заповедника «Наследие Беринга», который включал бы в себя прибрежные зоны Берингова пролива и Чукотского моря, то есть довольно большой сектор Полярного круга.
О'Хара любит бывать в Грузии, внося свой клад в проводимые там природоохранные мероприятия. «В Грузии разработан государственный план долгосрочной защиты природных ресурсов и создания системы национальных парков, — рассказывает фотограф. — Пару лет я тесно сотрудничал с Министерством природы Грузии, когда план обретал конкретные очертания, и сделал немало фотографий тех мест, которые должны были стать заповедными».
Что касается методов Пэта О'Хары, то он пользуется разнородным оборудованием. «Прежде я работал с крупноформатной карданной камерой и среднеформатной Fujifilm GX680, — говорит он, — но теперь я обычно использую 35-миллиметровый Nikon и его штатные принадлежности. Иной раз приходится снимать в весьма отдаленных и труднодоступных краях, где нужно много ходить пешком, и гораздо легче носить с собою 35-мил-лиметровку. Оборудование пешего фотографа не должно быть слишком громоздким, чтобы с легкостью помещаться в его рюкзаке».
Прибрежные льды в заливе Коцебу. Аляска, США
Снимок был сделан около 2 часов ночи в заливе Коцебу, в арктической зоне Аляски, — тут важно было достичь необходимой глубины уходящего в даль кадра зрительного поля. «Мне хотелось акцентировать передние льдины, — говорит он, — показав, как они отражают прелестный закатный свет низко стоящего солнца».
Nikon F5, зум-объектив 17-35 мм, установленный на 17 мм, Fujifilm Velvia
Олимпийский национальный парк, Вашингтон, США
Эта фотография — с ее благородно-величавым настроением — была сделана Пэтом О'Харой в сумерках у Вершины арок в Олимпийском национальном парке штата Вашингтон. Он смог сделать этот кадр в тот краткий период, когда свет с неба был еще достаточно ярким, чтобы отражаться в воде, и в то же время достаточно темным, чтобы не затенять виднеющийся в небе молодой месяц.
Полевая камера Wista 4×5 дюймов, объектив Nikkor 150 мм, Fujifilm Velvia
Ручей Манасгаш, штат Вашингтон, США
Эта часть ручья Манасташ находилась в тени, тогда как деревья над нею, пышно расцвеченные осенними красками, купались в ярком солнечном свете. В результате этого контрастного сочетания на воде образовались красивые отражения, и Пэт О'Хара получил великолепный мотив для съемки.
Грузинские мотивы
В то время Пэт О'Хара находился на юго-западе Грузии, неподалеку от границы с Азербайджаном, предполагая посетить известный памятник культуры, пещерный монастырь Давид-Гареджа, основанный около 500 года н.э. В окрестностях монастыря О'Хара обнаружил этот уголок, и вид трепещущих на ветру маков поразил фотографа, который тут же захотел создать такую фотографию, которая могла бы выразить пережитое им здесь чувство.
«Я решил сделать тройную экспозицию, — рассказывает он, — в моей голове уже были намечены контуры композиции, оставалось тщательно распланировать весь процесс съемки, чтобы желаемое обрело реальную форму. Закрепив камеру на треноге, я произвел первую экспозицию, применяя длительную выдержку при закрытой диафрагме. Поскольку дул сильный ветер, все цветы смазались, но я был уверен, что стволы деревьев выйдут достаточно четко. Вторая экспозиция делалась с короткой выдержкой и при открытой диафрагме, что зрительно уменьшило пространственную глубину резкости. Благодаря этому некоторые цветы четко зафиксировались на пленке, тогда как другие вышли за пределы зоны фокуса. В момент последней экспозиции диафрагма также была широко открыта, но я слегка изменил фокусировку, смягчив общий вид.
Я применял этот прием восемь раз, получив целый ряд вариаций данного мотива, так что при итоговой обработке пленки было из чего выбирать, и я просто остановился на самой удачной версии. При работе в полевых условиях мне больше всего нравятся именно такого рода экспромты; понятно, что аналогичный этому эффект можно было бы получить, отсканировав позитив, а затем подвергнув его постфотографической цифровой коррекции, — но все же тот факт, что такой результат был задуман и получен непосредственно на натуре, доставляет мне особое удовольствие».
Nikon F5, зум-объектив 80-200 мм, Fujifilm Velvia