«Рисунок орнамент. Рисование орнаментальных форм»


Урок 20-б. Рисунок орнамент. Рисование орнаментальных форм (Часть 2)

9. Рисунок детали орнамента отмывкой тушью
9. Рисунок детали орнамента отмывкой тушью

РИСУНОК ОРНАМЕНТА ОТМЫВКОЙ

Рисунок 9 выполнен отмывкой тушью. Натура — рельефный растительный мотив в виде трилистника. Детали расположены симметрично по одной оси. Сила рельефа по отношению к плоскости плиты различна: вверху она больше, внизу — меньше. Натура поставлена в сильном ракурсе на фоне ткани. Освещение контрастное, одной лампой.

Ход рисования в принципе такой же, как и в предыдущих упражнениях. Построение доводится до четкой обрисовки контуров всех форм и границ основных теней. После этого рисунок покрывается слабым тоном почти весь, кроме сильно освещенных мест. Когда краска высохла, покрывают более темным тоном, по силе соответствующим легким полутеням, оставляя непокрытыми все более или менее светлые поверхности. Затем следующим тоном, равным по светосиле собственным теням, покрываются теневые места. Далее — самым темным, но, конечно не черным, прокладываются остальные глубокие тени. После этого, сопоставляя цельно рисунок с натурой, уточняют интенсивность отдельных мест, приводя их к правильным тоновым отношениям.

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ художника можно увидеть в разделе «продажа картин», а также на нашем сайте предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры таких картин смотрите в рубрике «заказать портрет».

10. Начало рисунка розетки
10. Начало рисунка розетки

РОЗЕТКИ

Так обычно называют орнаментальный мотив, в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками. Строятся розетки по принципу центральной симметрии: у них несколько осей, пересекающихся в центральной точке.

На рис. 11 и 13 изображены розетки: одна из них во фронтальном положении к глазу. Здесь четыре лепестка с чашечкой в центре положены на ромбовидное основание. Лепестки крупного рельефа имеют своеобразную форму (см. рис. 11).

Другая розетка — восьмилепестковая, расположенная на квадратной плите. Это — стилизованный цветок с пестиком в середине и с лепестками, идущими радиально от центра (рис. 13). Форму розетки можно уподобить неглубокой чаше, на дне которой выступает круглая выпуклость.

11. Четырехлепестковая розетка. Учебный рисунок
11. Четырехлепестковая розетка. Учебный рисунок

Ввиду того, что плита немного повернута в сторону и наклонена, центр ее, в силу законов перспективы, сдвинут в данном случае влево, а центральная выступающая точка цветка еще больше отклонилась от центра доски. Два круга, ограничивающие лепестки, также сместились по отношению друг к другу (см. схему рис. 12).

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ФРИЗ

На плите, ограниченной сверху и снизу выпуклыми карнизами, расположены два одинаковых стилизованных листа большого рельефа с сложными завивающимися деталями (рис. 14). Рисунок выполнен отмывкой тушью.

12. Схема построения формы розетки
12. Схема построения формы розетки

ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ

Здесь натурой служила архитектурная деталь сложной формы — верхняя часть цилиндрической колонны с каннелюрами (продольными углублениями), на которой покоится капитель, увенчанная квадратной плитой и украшенная орнаментом из растительных мотивов с четырьмя так называемыми «волютами», расположенными симметрично. «Большая форма» данной натуры представляется как цилиндр, на который поставлена усеченная четырехсторонняя пирамида, перевернутая основанием вверх. Этот рисунок, выполненный студентом II курса, может служить хорошим примером законченного обобщенного рисунка с детальной проработкой формы (рис. 15).

13. Восьмилепестковая розетка. Учебный рисунок
13. Восьмилепестковая розетка. Учебный рисунок

ДЕКОРАТИВНЫЕ ВАЗЫ

Общим для конструктивного строения ваз будет вертикальная ось, на которую «надеты» различные формы, напоминающие геометрические тела: цилиндры, конусы, призмы, шары и т. д. Самой простой вазой можно считать такую, у которой есть только корпус. Но чаще вазы состоят из нескольких главных объемов, — корпуса, подставки и верхнего объема с отверстием.


На линейном рисунке 16 изображена ваза, которую можно рассматривать как сопряжение четырех объемов (тел вращения) на одной оси. Корпус — самый большой объем — яйцеобразной формы; подставку можно рассматривать как очень низкий цилиндр с конусообразной верхней поверхностью; шейка похожа на усеченный конус. Верхнее кольцо напоминает по очертаниям тарелку. Ручки поставлены по диаметру друг против друга.

14. Орнаментальный фриз
14. Орнаментальный фриз

Несмотря на кажущуюся простоту, построение такого рисунка представляет трудность, главным образом в передаче точных пропорций и соотношений объемов. Надо очень внимательно присмотреться, где корпус наиболее широк, на каком уровне; что шире и насколько — верхние формы или подставка; сопоставить эти части друг с другом по массе, весомости. Рисуя корпус, надо смотреть и на другие объемы, сопоставлять их друг с другом: рисуя подставку, одновременно видеть все остальное.

15. Капитель ионического ордера. Учебный рисунок
15. Капитель ионического ордера. Учебный рисунок

Совсем другой формы ваза изображена на рис. 19. Она поставлена выше горизонта и освещена снизу. Форма ее — цилиндрический сосуд, выходящий из стилизованного цветка, лепестки которого образуют полушарие. Стенки цилиндра вверху конусообразно расширяются в стороны и закапчиваются толстым и широким кольцом. Корпус опирается на подставку, которую обобщенно можно рассматривать как конусообразную, или как четырехгранную пирамиду, состоящую из круглых подушек разной толщины и квадратной плиты в основании. Членение вазы на части очень ясное и гармоничное. Так, по вертикали высота делится на две равные части основанием цилиндра, высота подставки составляет ¼ часть общей высоты.

16. Линейный рисунок декоративной вазы
16. Линейный рисунок декоративной вазы

Корпус вписывается в квадрат, т. е. диаметр кольцеобразного верха равен высоте всего корпуса. Здесь очень важно правильно передать соотношение масс. Пропорции надо определять «на глаз», не прибегая к механическому измерению. К тому же надо помнить, что зрительно воспринимаются и оцениваются соотношения объемных трехмерных величин, а не размеры рисунка по ширине и длине. Последние имеют подсобное значение, они только помогают строить рисунок, т. е. используются как вспомогательные средства в начале работы. Например, если мы сосчитаем количество лепестков внизу корпуса вазы и, строя их, правильно возьмем высоту и ширину, но придадим им большой рельеф, или, наоборот, незначительный, это существенно повлияет на общее соотношение масс.

17. Декоративная ваза. 1-я стадия рисунка
17. Декоративная ваза. 1-я стадия рисунка

На рис. 20 изображена ваза с каннелюрами, поставленная выше горизонта. Пропорции масс здесь совсем другие по сравнению с предыдущими рисунками. Ваза делится на три основных объема: корпус, запоминающий усеченный шар; подставку, состоящую из разных форм (цилиндр, конус, квадратная плита) и горловину, состоящую из усеченного конуса и положенного на него круглого диска.

Кроме того, по диаметру на противоположных сторонах имеются ручки характерного изгиба. Диаметр этот в данном случае повернут под случайным углом и, следовательно, направляется вправо к горизонту.

Каннелюры строятся с учетом того, что они расположены на поверхности вращения, следовательно, будут расширяться на участках поверхности, обращенных к рисующему, и уменьшаться по мере поворота поверхностей в глубину. На подставке каннелюр мало, и их следует пересчитать; на корпусе, где их много и считать нет смысла, достаточно взять правильно их ширину, т. е. найти «масштабность».

18. Декоративная ваза. 2-я стадия рисунка
18. Декоративная ваза. 2-я стадия рисунка

Свет здесь сложный: освещен лишь небольшой участок, а основная масса в тени. Детали хорошо видны в освещенных местах и на переходах от света к тени. В тени поверхность воспринимается общо, например, каннелюры становятся или едва заметными или исчезают, как бы растворяются в тоне.

Рис. 20, исполненный студентом II курса, очень верно передает пластическую форму вазы с особенностями освещения.

Еще более сложна для рисунка ваза, по корпусу которой вылеплены фигуры человека в различных движениях (рис. 21). Строя рельеф человеческих фигур, необходимо заботиться о лепке большой цилиндрической формы корпуса. Ширина фигур, уходящих в глубину, будет сильно сокращена, а пропорции центральной фигуры почти не изменятся.

19. Закопченный учебный рисунок вазы
19. Закопченный учебный рисунок вазы
20. Ваза с каннелюрами. Учебный рисунок
20. Ваза с каннелюрами. Учебный рисунок
21. Ваза со сложным орнаментом. Учебный рисунок
21. Ваза со сложным орнаментом. Учебный рисунок

Вернуться к первой части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, средний: 4.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 16,181

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS