«Рисунок орнамент. Как рисовать орнамент»


Урок 20-а. Рисунок орнамент. Рисование орнаментальных форм (Часть 1)

1. Геометрический орнамент. Учебный рисунок
1. Геометрический орнамент. Учебный рисунок

РИСОВАНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ФОРМ С ГИПСОВЫХ СЛЕПКОВ

Орнамент, иначе художественное украшение самых разнообразных предметов — посуды, оружия, одежды, архитектурных сооружений, известен с древнейших времен. В отдаленные эпохи, когда человек умел делать только простейшие орудия труда, он уже стремился их украсить.

Орнамент не существует в чистом виде, сам по себе, а обязательно является украшением какого-либо предмета, и всецело зависит от его формы, размера, назначения и стиля. Орнамент композиционно связан с предметом и усиливает его эстетическую выразительность.

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ художника можно увидеть в разделе «продажа картин», а также на нашем сайте предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры таких картин смотрите в рубрике «заказать портрет».

2. Лавровая ветка. 1-я стадия рисунка
2. Лавровая ветка. 1-я стадия рисунка

Для построения орнамента художники используют геометрические формы (треугольники, квадраты, окружности, различные объемные геометрические тела), растительные мотивы (листья, ветви, деревья, цветы, плоды), изображения животных и т. д. Вводится в орнамент и обобщенное изображение человека.

Однако не всякое изображение различных форм будет орнаментом. Непременное свойство орнамента — соразмерность его частей, композиционное единство и ритмичность элементов. Составные части его могут сочетаться в бесконечно большом количестве комбинаций, образуя всевозможные фигуры. На плоскости элементы могут объединяться в замкнутом «движении» (в круге, квадрате), в сквозном движении, могут направляться прямо, волнообразно, по спирали и т. д. Примеры такого орнамента мы найдем в художественном ткачестве, набойке, вышивке тканей, в книжной графике.

3. Лавровая ветка. 2-я стадия рисунка
3. Лавровая ветка. 2-я стадия рисунка

Орнамент применяется и для украшения объемных форм — от мелких предметов быта до архитектурных сооружений. Форма этих объектов весьма различна, различно и построение на них орнамента. На предметах, представляющих тела вращения, орнамент помогает активному восприятию формы, помогает оценивать массу, масштабность, пропорции; ритм его элементов подчеркивает объем, уводит в глубину, помогает зрительно замкнуть объем. Соответственно другие задачи выполняет орнамент в оформлении прямоугольных, граненых или сферических форм.

Орнамент, как правило, динамичен, т. е. части его сливаются в некий поток, имеющий главное направление. «Движение» форм орнамента очень разнообразно. Оно то равномерно, то ритмично усиливается или ослабевает, может быть уравновешенным или симметричным по одной оси, с центральной симметрией и другими видами симметрии; бывают орнаменты, построенные и по принципу асимметрии.

4. Лавровая ветка. Законченный линейный рисунок
4. Лавровая ветка. Законченный линейный рисунок

По способу исполнения орнамент различают: плоский, исполненный на поверхности предметов, например на ковре, ткани, на фарфоре, керамике, стенах зданий и т. д.; рельефный — возвышающийся над плоскостью (лепные украшения зданий, ваз, рельефная резьба по дереву, камню, кости, литье и чеканка по металлу); врезанный в глубь поверхности — гравировка металла, глубокая резьба по кости, дереву; ажурный — кружевоплетение, металлическая скань.

Рисование орнамента — обязательная ступень в системе обучения рисунку в художественных школах всех типов, оно помогает учащемуся овладеть декоративной формой. В художественно-промышленных учебных заведениях одновременно ставится и другая, не менее важная цель, — па высокохудожественных образцах развить у учащихся декоративное мышление. Будущий художник прикладного и декоративного искусства должен полюбить орнамент и приложить много сил к его изучению.

5. Цветок лотоса. Начало построения рисунка
5. Цветок лотоса. Начало построения рисунка

Изучая орнамент путем практических зарисовок, учащийся лучше будет усваивать основные закономерности декоративного искусства. Строя рисунок, например, декоративной вазы, он столкнется с такими существенными положениями, как соотношение объемов и их форм, различных по величине и массе. Эти соотношения гармоничны, они найдены или выдающимся художником, или целым народом в течение длительного периода. Поэтому даже небольшое нарушение пропорций вазы сделает изображение непохожим, лишенным гармонии форм.


Сказанное относится и к орнаментальному убранству. Нарушение ритма орнамента, его масштабности также зрительно деформирует объем. Если, например, орнаментальный фриз на корпусе вазы расположить в рисунке несколько ниже или выше, чем в натуре, форма корпуса будет казаться уже другой. Ширина фриза, величина его деталей также оказывают сильное влияние на зрительное восприятие формы предмета в целом.

6. Цветок лотоса. Законченый учебный рисунок
6. Цветок лотоса. Законченый учебный рисунок

При упражнениях в рисовании отдельных деталей орнамента (ветки, розетки, листья) самбе главное — уметь анализировать закономерности его строения, найти ритм движения элементов и соотношение с поверхностью, на которой он расположен. Натурой для этих упражнений служат обычно гипсовые слепки с рельефного орнамента, деталей архитектуры, декоративных ваз, мебели, утвари и т. д.

Такой орнамент может быть расположен и на плоскости, и на предметах округлых, и на более сложных комбинированных формах. Поэтому, приступая к рисованию какой-либо орнаментальной детали, сначала анализируют конструкцию основной формы, потом изучается орнамент, его связь с этой формой, характер его движения или изгибы его оси, членение, масштабность (пропорции).

В такой же последовательности выполняется и рисунок. И только когда все это увязано, переходят к построению и прорисовке деталей.

АРХИТЕКТУРНЫЙ МОТИВ

На рис. 1 часть стены, заканчивающаяся вверху карнизом, находится выше горизонта. В натуре преобладают прямые вертикальные и горизонтальные направления.

7. Асимметричная деталь орнамента. Начало рисунка
7. Асимметричная деталь орнамента. Начало рисунка

При построении такого рисунка важно верно почувствовать углы наклонов горизонтальных линий, удаленность точек схода влево и вправо, пропорции ширины левых и правых боковых поверхностей по отношению к высоте всей верхней выступающей массы. Когда все это найдено, можно приступать к членению на детали, учитывая перспективные сокращения.

ВЕТКА ЛАВРА

Рельефно вылепленная на плоскости изогнутая лавровая ветвь поставлена фронтально. Формат бумаги подбирается соответствующий пропорциям натуры.

Средняя линия стебля ветки (ее скелет) изогнута в виде довольно симметричной петли.

С наброска этой линии (рис. 2) и советуем начинать построена рисунка, следя за правильностью изгиба петли и ее пропорций, сравнивая высоту всей петли с шириной и местом пересечения. Намечаются внешние границы всей ветви, т. е. общей массы листьев, которая затем расчленяется на группы по три и по два листа. При этом все время уточняется взаимное расположение и величина всех частей ветки, для чего соединяют вспомогательными линиями вершины и края листьев, ее поставляя — их по вертикали и горизонтали (рис. 3).

Когда общее построение намечено и проверено, прорисовывается более точно форма деталей — листьев и стеблей.

Надо обращать особое внимание на плавность и связанность изгибов отдельных частей с общим движением ветки.

Рисунок выполняется линейно. Тени едва обозначены легкой штриховкой (рис. 4).

СИММЕТРИЧНАЯ ДЕТАЛЬ ОРНАМЕНТА

Плита прямоугольной формы с симметрично расположенным посредине рельефным изображением цветка поставлена под случайным углом к лучу зрения.

8. Асимметричная деталь орнамента. Законченный рисунок
8. Асимметричная деталь орнамента. Законченный рисунок

Определяется высота линии горизонта (на уровне верхнего края лепестков) и намечается перспективное построение гипсовой плиты: взаимное положение углов доски и наклонов ребер, направляющихся в точки схода. Затем находят среднюю линию плиты, которая служит осью симметрии орнамента. Делается набросок всего рельефа цветка, уточняется взаимное положение деталей. Рельеф довольно сильно выступает, поэтому особое внимание надо уделить правильному положению профиля цветка относительно оси симметрии. Больше всего выступают верхняя точка среднего лепестка и нижняя чашечка (рис. 5). Следующий этап работы — уточнение и проработка объемной формы, выявление рельефа (рис. 6).

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ

На прямоугольной плите расположена рельефно вылепленная стилизованная ветка со стеблем, завитым в своеобразную спираль с листьями (рис. 7, 8).

Мотив асимметричен, но завиток своим движением по плоскости обогащает ее всю довольно равномерно. Создается как бы устойчивое равновесие движений по плоскости.

Натура поставлена под небольшим углом к картинной плоскости для лучшей оценки силы рельефа форм.

Основная трудность в построении этого рисунка — передача правильного расположения скелета рельефа, т. е. построение движения завитка стебля и основных масс листьев. Направление последних начинается от стебля, сначала как бы повторяя его, затем отклоняется в разные стороны, постепенно ослабляясь.

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 26,477

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS