Лучшие фотографии мира. Линн Радека
ЛИНН РАДЕКА (Lynn Radeka)
Линн Радека совершил с конца 1960-х годов массу фотопутешествий по знаменитым ландшафтам Америки, особенно удавались ему образы американского Запада. Его любовь к величавым видам и выразительным природным деталям, в изобилии представленным в этих краях, зародилась во время первой поездки Радеки в Долину Смерти (в 1966 году) и с той поры никогда его не оставляла.
Радеке повезло: по мере того как он в 1970-е делал свою карьеру, работы его вызывали как критику, так и благожелательное внимание со стороны его вдохновителей — таких великих, вошедших в легенду фотографов, как Ансель Адаме, Уинн Баллок, Генри Гилпин и Эл Вебер. Влияние этих мастеров фотопейзажа направило его творчество по верному руслу, научив его в первую очередь тем навыкам работы в фотолаборатории, что необходимы для превращения фотокадров в высококачественные, подлинно художественные черно-белые отпечатки.
В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ можно увидеть в разделе продажа картин, а также заказать портрет по фото, примеры таких картин смотрите на главной странице.
С середины 1970-х годов Радека применял целый ряд сложных контрастных масок, в том числе маски для теней, наиболее освещенных участков, тумана, а также их специально разработанные комбинации, — с тем чтобы добиться полного контроля над фотообразом, реализовав заявленные при съемке намерения. К концу 1980-х он еще больше усовершенствовал свою технологию фотопечати путем постоянного использования крайне эффективных масок интенсивного теневого контраста (МИТК), создающих удивительно изящные вариации контрастов в отдельных, специально избранных частях композиции.
Различные тонировки, частичное «отбеливание», подбор особых сортов фотобумаги — это лишь некоторые из тех тонко инструментированных приемов, которые в совокупности обеспечили черно-белым фотографиям Радеки их неповторимое своеобразие. Его творческие результаты живо напоминают о великих традициях американской пейзажной фотографии, наглядно демонстрируя тот богатый потенциал личных новаций и прозрений, который по-прежнему открывается для тех, кто успешно занимается черно-белой съемкой.
Изучая пейзажную тему, Радека сосредоточился на тех ландшафтах, что особенно милы его сердцу: это, прежде всего, американские пустыни, юго-западное побережье Тихого океана и американский Запад как таковой. За долгие годы его фотоохота приносила наиболее эффектные результаты в пустынях Калифорнии, Юты, Нью-Мехико и Аризоны. В этом русле были созданы образы, послужившие материалом для серии из семи черно-белых двухтоновых постеров, продававшихся в национальных парках американского Запада. Многие из сделанных за 30 лет фотографий были также представлены в художественном фотоальбоме под названием «Свет и тень: американская пустыня».
Немало любимых уголков Радеки находится и на северо-западном тихоокеанском побережье, в штатах Вашингтон и Орегон: с 1975 года он охотно фотографировал величавые горы и лесистые склоны Каскадного хребта, а также живописные портовые городишки залива Пьюджет и динамичные силуэты Сиэтла, Портленда и Ванкувера.
С пейзажем тесно связаны и создававшиеся им на протяжении нескольких лет серии, посвященные теме человеческого воздействия на окружающую среду, -это образы опустевших городов-призраков, американских фортов и полей битв. Радека посвятил тщательному изучению этих мест немало лет, и ему открыли специальный доступ к некоторым особо фотогеничным, но в то же время тщательно охраняемым городам-призракам и историческим ландшафтам американского Запада.
Земля Вздыбленных Скал, Национальный парк «Страна каньонов», Юта, США. 1988
«Этот снимок был сделан в районе «Лабиринта» в Каньонленде, Стране каньонов, которую также называют Землей Вздыбленных Скал, при помощи карданной камеры формата 4×5 дюймов, пленки Tri-X и желто-оранжевого светофильтра за несколько секунд до того, как небо прочертил след реактивного самолета. Для подобного отпечатка нужны маска для уменьшения контрастов, маска для усиления теней и специальная туманная маска (это мое собственное изобретение). Они позволяют четко скорректировать тона по всей поверхности снимка. Необходим также и целый ряд дополнительных световых манипуляций с отдельными участками. Итоговый образ стал для меня символом американского Запада».
Восход солнца. Ангельская арка, Национальный парк «Страна каньонов», Юта, США. 1985
«Первый раз я сфотографировал Ангельскую арку в 1975 году, получив примерно такой же негатив. В этом раннем негативе были, однако же, свои изъяны. Через несколько лет и после многих повторных визитов на это место я, наконец, смог наилучшим образом этот мотив переснять. Новый негатив лучше прежнего по целому ряду причин. Я использовал для его получения глубокий по тону желтовато-оранжевый желатиновый фильтр, поскольку хотел подчеркнуть драматический контраст между залитой теплым солнечным светом аркой и голубым небом. Негатив обрабатывался обычным путем, а отпечатки делались на плотной бумаге класса II. Особо значительной корректировке подверглись затененные части скал».
Лесной поток. Национальный парк «Северные каскады», Вашингтон, США. 1982
«Ручей в лесу... Его шелковистые струи, мягко струящиеся среди густого леса, убаюкивали меня. Я с трудом удержался от соблазна прилечь рядом... Поскольку света в лесу было не слишком много, экспозиция была довольно продолжительной — несколько минут, — чтобы все детали достаточно четко проступили на пленке. Быстрый поток стал в результате мягкой молочной дымкой. Печать потребовала немалых усилий, ибо нужно было деликатно уравновесить все тональные контрасты». Резко очерченные черные валуны на переднем плане заметно оживляют образ, в значительной мере благодаря индивидуальной технологии Радеки.
Луна над Забриски-пойнт. Национальный парк «Долина Смерти», Калифорния, США. 1980
«Я сделал эту фотографию вскоре после рассвета. Во время экспозиции плывущие по небу облака закрыли луну, сделав ее практически невидимой. Я снимал с фильтром, обрабатывая пленку Tri-X проявителем НС-110 и доводя ее до необходимой контрастности. Первый негатив этого кадра вышел неудачным, и я в итоге присоединил его к своим запасам, где он пролежал целых десять лет. Однако в начале 1990-х меня попросили сделать постер для Национального парка «Долина Смерти», и я тогда вновь открыл для себя данный негатив, который был запрятан в файлах. Теперь я взглянул на него совсем иными глазами, ведь прошло целое десятилетие, и у меня выработался более объективный подход к собственным работам.
К счастью, негатив содержал в себе всю зрительную информацию, необходимую для получения высококачественного отпечатка. Надо было лишь немного поработать! Какую-то его часть я засветил, другую — обтравил кислотой и отбеливателем, я также использовал различные маски. В результате появились необходимые акценты, усилилась контрастность, в композиции появилось особое настроение.
Различие между первичным, прямым отпечатком и отпечатком итоговым, несравнимо более экспрессивным, оказалось весьма значительным».