«Как нарисовать натюрморт - куб, цилиндр, конус и другие фигуры»


Урок 18-б. Как нарисовать натюрморт — куб, цилиндр, конус (Часть 2)

РИСОВАНИЕ ЦИЛИНДРА, КОНУСА

Перед зарисовкой цилиндра или конуса прежде всего определите положение оси вращения этих тел, т. е. вертикальна она, горизонтальна или наклонна. Наметив направление оси и приблизительно общие пропорции, начинайте более точно прорисовывать форму, уточнять овалы оснований, помня, что они удлинены в поперечном направлении по отношению к оси вращения.

Свет и тень на кривых поверхностях распределяются более сложно по сравнению с гранеными. Сложность заключается в том, что блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень переходят друг в друга постепенно, без резких различий в тоне. На рис. 5 показаны первая стадия и законченный рисунок цилиндра, лежащего на горизонтальной плоскости. Цилиндр повернут под случайным углом к точке зрения, и его ось не параллельна картинной плоскости.

Сделайте несколько зарисовок цилиндра и конуса, по-разному поворачивая их и освещая.

5. Рисование цилиндра
5. Рисование цилиндра

НАТЮРМОРТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Рисование группы из нескольких предметов представляет более трудную задачу. Кроме построения и лепки формы отдельных предметов, добавляется забота о взаимном пространственном расположении предметов, их относительных величинах, пропорциях, разной удаленности от глаза, от света и т. п.

6. Построение группы из двух геометрических тел
6. Построение группы из двух геометрических тел

Перед рисующим два предмета — куб и конус, поставленные на угол стола (рис. 6, Б). Что представляет собой объем всей этой группы предметов? Отмечаем, что он вытянут в высоту, а основание его занимает сравнительно небольшую площадь, равную одной из сторон куба. Теперь надо определить композиционное расположение группы на листе бумаги. Почувствовав высоту группы, отметим ее засечкой и попробуем с переднего плана (доски стола) приблизительно наметить направление поверхности, в глубину — влево с сильным сокращением, а вправо — с небольшим. Установим уровень горизонта и затем положение основания куба на крышке стола (рис. 6, А). При этом не надо забывать об относительной величине конуса и куба, т. е. наметить их высоту. Далее нужно добиваться в рисунке пространственных сокращений форм. Особое внимание следует уделить правильному построению квадратного основания куба, добиться, чтобы оно плотно совпало с плоскостью стола, хорошо «село» на стол. Когда это достигнуто, проще уточнять сокращения других граней куба и круга в основании конуса. Параллельные линии направляются в точки схода, которые в данном случае все лежат на плоскости горизонта.

8. Натюрморт из геометрических тел
8. Натюрморт из геометрических тел

Для уточнения построения проводят ряд вспомогательных линий, часть которых показана на рис. 6, Б. Например, продолжив левую границу конуса, увидим, что она пройдет несколько правее угла б (куба); если продолжим правую границу, она направится в угол а. Продолженное вниз левое вертикальное ребро куба пройдет правее угла стола. Тем же способом определяем, что вершина конуса находится почти над серединой передней плоскости куба.

Подобных вспомогательных линий можно проводить много; здесь необходимо самому проявлять изобретательность, отыскивать все взаимоотношения, совпадения или несовпадения и т. п. Все это помогает проверять правильность изображения, приучает глаз одновременно воспринимать взаимосвязь частей натуры и их пропорции.

7. Куб и цилиндр
7. Куб и цилиндр

Рис. 7 выполнен с более полной характеристикой формы, с решением светотеневых задач. Построение его идет в той же последовательности, как и в предыдущем упражнении, но сопровождается прокладкой теней — сначала только основных. Но чем более уточняется построение формы, тем больше появляется полутонов, рефлексов, все тщательнее прорабатывается градация светотени. Рассматриваемый нами рисунок в тональном отношении прост. Тут куб и цилиндр, как и лежащий под ними лист бумаги, — одинаково светлой окраски. Следовательно, сила освещения поверхности в данном случае зависит почти исключительно от удаленности лампы и от угла падения лучей.

11. 3-я стадия рисования натюрморта
11. 3-я стадия рисования натюрморта

Группа из пяти геометрических тел, освещенная лампой сверху и слева, изображена в тоновом законченном рисунке 11. В группе преобладает вертикальное положение, поэтому, строя подобный рисунок, бумагу лучше повернуть вертикально. Сначала определяется и наносится уровень горизонта (здесь он несколько ниже вершины пирамиды). Одновременно наносят очертания или границы всей группы фигур (рис. 9). Приблизительно определяются места и размеры отдельных объемов.


Следующий этап (рис. 10) —уточнение пропорций, пространственного взаимоположения предметов и перспективного построения формы. Далее слегка прокладываются основные тени. При этом надо стараться чувствовать за пределами листа бумаги место лампы и мысленно проводить от нее радиально направленные лучи, строя границы падающих теней.

9. 1-я стадия рисования натюрморта
9. 1-я стадия рисования натюрморта

Когда построение рисунка в основном закончено, переходят к более тачной детальной проработке формы каждого предмета.

Находим самое светлое и самое темное место натуры, определяем тональный масштаб. Намечаем интенсивность самого темного места не используя, однако, всю силу карандаша. Далее штриховкой прокладываются тона в соответствии с их относительной силой в натуре. Идет беспрерывное сравнение каждой тени, полутона, света друг с другом. Например тень, падающая от пирамиды на цилиндр, слабее тени, падающей от четырехгранной призмы на плоскость стола, но сильнее собственных теней. Левая грань пирамиды освещена слабее боковой поверхности лежащего цилиндра, и тем более, верхнего основания стоящего цилиндра. Четкость границ, контрастность их разная. Левая граница стоящего цилиндра не контрастна, мягко касается фона, а верхнее основание его выступает четко. Контрастность поверхностей пирамиды разная и т. д.

10. 2-я стадия рисования натюрморта
10. 2-я стадия рисования натюрморта

Прорабатывать, лепить форму предметов лучше всего штриховкой. Направление и характер штриховки не должны быть случайными,— они должны помогать выявлению формы. Если, например, на цилиндр наносить штрихи во всевозможных случайных направлениях, строгая геометрическая поверхность превратится в рыхлую массу. Важно, чтобы штрих совпадал с поверхностью формы.

Когда форма предметов конструктивно организована в пространстве, детально «пролеплена» светом и тенью, переходят к заключительной стадии рисования, к обобщению рисунка (рис. 11). В этой стадии особенно важно смотреть цельно на всю группу и в натуре, и в рисунке, оценивая силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному. Это особенно важно потому, что в процессе проработки каждой отдельной детали рисующий может невольно, увлекаясь частностями, нарушить тональную гармонию рисунка.

12. Учебный рисунок натюрморта из геометрических тел с шаром
12. Учебный рисунок натюрморта из геометрических тел с шаром

РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ

Окружающие нас предметы более сложны для рисования, чем простейшие геометрические тела, и требуют от рисующего внимательного анализа и наблюдательности.

Испытанный метод построения рисунка сложных пластических форм — отыскание в этих формах их геометрической основы, уподобление их простейшим геометрическим телам.

Табурет, если его обернуть бумагой или обить картоном, станет четырехгранной призмой. Построив рисунок призмы правильных пропорций с учетом перспективных сокращений, нетрудно будет перейти к деталям: нарисовать выступающие верхние доски, бруски ножек и перекладин (рис. 13).

13. Рисунок табурета
13. Рисунок табурета

Форму крынки надо рассматривать как сочетание нескольких тел вращения: шара, цилиндра и конуса, надетых на общую ось. Начинать построение рисунка такой натуры надо с наброска общей формы, прежде всего заботясь о правильной передаче направления оси вращения и пропорций большой формы. Затем уточняются величина и форма шарообразного корпуса, цилиндрической части, окружностей оснований, толщины стенок и т. д.

Пример линейных набросков с натуры с целью изучения формы в разных ее пространственных положениях показан на рис. 14.

На рис. 15 изображены три чашки и блюдце, компактно соединенные в одно конструктивное целое.

14. Рисунок кастрюли в разных поворотах
14. Рисунок кастрюли в разных поворотах
15. Рисунок чашек с блюдцем
15. Рисунок чашек с блюдцем

Читать продолжение
Вернуться к первой части

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 41,852

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS