«Как нарисовать натюрморт - куб, цилиндр, конус»


Урок 18-а. Как нарисовать натюрморт — куб, цилиндр, конус (Часть 1)

Обучение рисунку начитается с рисования простых геометрических тел—куба, призмы, конуса, шара и т. д. Эти тела наиболее ясны по конструкции и могут рассматриваться как основа всего многообразия форм окружающего нас мира. Рисование геометрических тел особенно полезно потому, что на них лучше всего раскрываются и усваиваются законы перспективы. Кроме того, рисуя куб, цилиндр и т. д., учащийся начинает овладевать объемно-пространственным мышлением, приучается анализировать конструкцию, внутреннее строение формы. Для этого необходимо перед рисованием осмотреть натуру с разных сторон, стараясь понять ее строение. Недостаточно нарисовать предмет так, чтобы изображение передавало только внешний вид натуры. Рисунок прежде всего должен рассказывать зрителю о конструктивной сущности предмета.

Куб наиболее простой и ясный предмет и все же, рисуя его, надо отдавать себе отчет в том, что это замкнутый объем, форма которого ограничена шестью равными поверхностями, что поверхности эти — квадраты, что каждый квадрат поставлен по отношению к соседним под прямым углом. Надо помнить и о том, что противостоящие квадраты параллельны друг другу. Обо всем этом нужно заботиться одновременно. Если же о перечисленных свойствах куба не думать, а ограничиться срисовыванием его внешнего вида, такой рисунок будет искажать строение предмета.

1. Зарисовки квадрата
1. Зарисовки квадрата

Существует мнение, что достаточно хорошо протушевать рисунок, т. е. нанести тени, полутени и т. д., и он приобретет объемность, рельефность. Это не совсем верно. Светотень помогает выявлению рельефа формы, но одной ее недостаточно. Нужно, чтобы рисующий чувствовал объем натуры, тогда он сможет передать его выразительно и без светотени, в линейном рисунке.

В изобразительном искусстве линия — не условное понятие. Она воспринимается материально, имеет протяженность в изображаемом пространстве, подчиняется законам перспективы, т. е. изменяется с удалением в глубину. Она разнообразна по толщине, тону; может быть то упругой, то мягкой, то постепенно ослабляясь, таять, то, наоборот, крепнуть и т. д.

Итак поверхность куба ограничена квадратами, поэтому прежде чем приступить к рисованию куба, нужно сделать с натуры несколько рисунков квадрата.

На стол, стоящий фронтально к глазу, положите квадратный кусок картона и зарисуйте его. Затем поверните картон и сделайте зарисовку его в новом положении, поставьте квадрат наклонно, затем вертикально и нарисуйте его. Передний план в рисунке будет определяться горизонтальной линией ближнего края стола (рис. 1).

2. Рисование тетради
2. Рисование тетради

Разберем построение рисунка квадрата или прямоугольника и проследим ход процесса рисования (рис. 2).

Положите на стол обыкновенную школьную тетрадь и сядьте на расстоянии 1,5 метра от нее. Толщина тетради очень незначительна, и мы можем рассматривать этот предмет как плоскость. В положении тетради на рис. 2 у нее нет сторон, параллельных картинной плоскости; стороны тетради направляются косо в глубину, и вершины углов лежат на разных расстояниях от глаза. Найдем ближайшую точку натуры а (см. рис. 2) и попробуем определить угол наклона ближнего края тетради по отношению к горизонтали или вертикали.

У художника всегда должно быть верное чувство горизонтали и вертикали. Учащемуся необходимо развивать у себя это чувство. Степень наклонов различных форм надо определять «на глаз», не прибегая , к предварительному механическому измерению и высчитыванию. После того как вы почувствовали угол наклона плоскости и наклона линии, полезно на первых порах проверить правильность этого определения, для чего подводят к вершине угла натуры карандаш, держа его или строго вертикально, или горизонтально в вытянутой руке (рис. 2, а).

3. Рамка для визирования
3. Рамка для визирования

Вначале можно пользоваться прямоугольной рамочкой из черной бумаги, через которую яснее видны наклоны линий натуры (рис. 3) или отвесом, держа в руке небольшую нитку с грузиком. Контролируя и подправляя таким образом предварительные заключения своего глаза, постоянно тренируя его, вы постепенно разовьете в себе верное чувство наклона плоскостей и линии в пространстве, и необходимость в вспомогательных средствах постепенно отпадет.

В середине листа наметим границы рисунка так, чтобы размер тетради был немного меньше натурального. Затем наметим вершины углов и угол подъема ближних сторон аг и аб (рис. 2, б). Уточним место вершин других углов. Отметив точку г, постараемся уточнить и другие точки б и в, охватывая взглядом одновременно каждые три точки, глядя то на агб, то на гав и т. д.


Научиться смотреть одновременно сразу на три точки крайне необходимо, — это помогает уяснить соотношение их как в пространстве, так и на плоскости листа.

Проводя линии краев тетради, надо не просто соединять две точки. Линия должна быть не плоской, а пространственной. Для этого надо стараться представить себе на бумаге глубину пространства, и из ближнего угла направлять линию не только в сторону, а одновременно и в глубину, преодолевая, как бы «прорывая» плоскость бумаги. Проверив и уточнив наклоны линий, пропорции, т. е. относительные величины ширины и длины формы, мы получим верное изображение прямоугольника в пространстве.

Сделайте несколько зарисовок тетради или квадратного куска картона, по-разному поворачивая их и меняя уровень горизонта.

РИСОВАНИЕ КУБА

После этих упражнений можно перейти к рисованию прямолинейных геометрических тел: куба, параллелепипеда, пирамиды, призмы. Сначала полезно поупражняться в рисовании проволочных каркасов куба, призмы, пирамиды, а затем рисовать с гипсовых или картонных фигур. Последние должны быть окрашены в белый цвет или оклеены белой бумагой. Куб ставится на горизонтальную плоскость сначала несколько ниже горизонта, так, чтобы были видны три его стороны. Для следующего рисунка куб повертывается так, чтобы поверхности получили новые перспективные сокращения, а для третьего рисунка меняется уровень плоскости, на которой стоит натура. Потом рисуют куб, поставленный так, чтобы часть его ребер была в наклонном положении, для чего под одну из сторон надо что-нибудь подложить.

Для каждой такой постановки освещение лучше менять, перемещая источник света по отношению к натуре так, чтобы свет и тень хорошо выявляли форму.

Куб — ярко выраженная объемная форма. Рисуя его, надо сразу строить весь объем, сопоставляя величины плоскостей и положение углов как на переднем плане, так и в глубине, намечая все плоскости, в том числе и невидимые. Строя куб, обращайте внимание на распределение света и легко прокладывайте тени. Нельзя рисовать по частям, пристраивая к одному ребру другое, потом третье и т. д., как это пытается делать большинство начинающих рисовальщиков. Это никогда не приведет к хорошим результатам: концы с концами обязательно не сойдутся, придется все подправлять и подгонять под натуру, и все равно рисунок будет неверным.

Перед тем как начать рисовать, нужно внимательно всмотреться в натуру, определяя строение данного объема, его форму, пространственное положение этой формы по отношению к выбранной точке зрения и к горизонту, пропорции сторон и т. п.

Только уточнив все это, можно приступать к рисунку.

4. Рисование куба
4. Рисование куба

Прежде всего надо наметить легкими штрихами положение куба в пространстве. При этом не надо бояться неточностей, которые неизбежны (рис. 4, А).

Следующий этап работы — уточнение пропорций, направления плоскостей и начало прокладки светотени.

Одновременно нужно внимательно следить за увязкой отдельных плоскостей куба. Направление каждого из ребер (границ плоскостей) намечается вместе с тремя параллельными ему ребрами. Все время подправляя линии ребер, переходя от одного к другому, надо добиваться «дружного» равномерного сближения их; в то же время не надо выпускать из поля зрения и другую группу ребер. Для большей точности построения направление ребер полезно продолжить, тогда виднее становятся ошибки (рис. 4, Б). Законченный рисунок показан на рис. 4, В.

Для усвоения описанного нарисуйте в нескольких положениях куб. трехгранную, шестигранную и восьмигранную призму и пирамиды (четырехгранную и пятигранную).

Читать продолжение

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Просмотров: 7,152

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS