Портрет в живописи Анри Тулуз-Лотрека
1864—1901
Тулуз-Лотрек, непревзойденный живописец парижского полусвета, был аристократом по рождению; среди его прославленных предков были граф Тулуз и виконт Лотрек. Талант наблюдательного рисовальщика проявился в нем очень рано; он с одинаковым интересом изображал и людей, и животных. Сломав обе ноги в результате несчастных случаев в 1878 и 1879 годах, Тулуз-Лотрек на всю жизнь остался калекой, однако продолжал занятия живописью, начатые в 1878 году в его родном городке Альби под руководством Пренсето, и в 1881 году уехал в Париж, где поступил сначала в студию Бонна, а затем перешел к Кормону (обе студии находились в ведении Школы изящных искусств).
В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ художника можно увидеть в разделе «продажа картин», а также на нашем сайте предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры таких картин смотрите в рубрике «заказать портрет».
К 1885 году Лотрек обосновался на Монмартре и сделался завсегдатаем местных цирков, кабаре, кафе и дансингов — тех мест, где он мог наблюдать жизнь персонажей своих будущих произведений. Совершенствуя свой острый, динамичный стиль, он добивался выразительной передачи ритма, движений, жестов и мимики своих героев, выступающих перед зрителями, и самих зрителей. Лотрек усвоил новаторские ракурсы Дега, заимствованные у искусства фотографии (этим художником он восхищался), однако выдвинул на первый план четкий линейный силуэт и психологическую характеристику образа. Лотрек целиком погрузился в мир танцоров, шансонье, актеров, проституток и прочих обитателей Монмартра, среди которых жил и которых изображал с таким сочувствием и проницательностью.
В 1891 году Лотрек создал свою афишу — анонс представлений, которые давали в «Мулен-Руж» Ла Гулю и Валантен, по прозвищу Бескостный. За первой последовал целый ряд аналогичных афиш для разных увеселительных заведений. Эти работы существенно преобразовали жанр театральной афиши: Лотрек ввел туда драматический элемент, динамическую перспективу, упрощенный силуэт со сплошной заливкой цветом, восходящий к японской ксилографии, и сочетания плавных, извилистых линий в духе стиля модерн. Некоторые из живописных произведений Лотрека сродни его афишам, но многие другие, где запечатлены театральные уборные или быт публичных домов, показывают не парадную, а закулисную сторону зрелищ — с повышенным вниманием к жестам и позам, не предназначенным для публики.
После нескольких лет напряженного труда здоровье художника резко ухудшилось, и с 1898 года он практически прекратил работать. Однако перед смертью Лотрек еще успел создать цикл картин цветными карандашами, посвященный цирковой жизни, иллюстрации к «Естественным историям» Жюля Ренара и несколько ярких полотен.